Рубрики

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магический календарь Магия Обзор колод Оракул Правила ритуальной магии Расклады Таро Родовые бесы Руническая магия Руны Светлана Старые вещи Теория магии Черная магия анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад как думаете колдовство в церкви конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

Банник в славянской мифологии – дух – хозяин бани. У русских его еще именовали баеннииком, байником, баенным, байнушкой, байником, банным (ср.: «банной хозяин»), а также банным нечистиком, банным анчуткой, банным чертом, банным шишом; у белорусов его иногда называли ещё лазьником.

Банник, как правило, считался злым, вредоносным духом, родственным черту (что отразилось и в некоторых его названиях тина «банный нечистик» и т.п.), хотя в некоторых местах его и почитали как доброго, радушного банного хозяина, подобного домовому (ср. пословицу: «Нет злее банника, да нет его добрее»).

Во многих местах также придерживались мнения, что банник, в общем, не особенно враждебен человеку и не станет вредить хозяевам бани, если только те сами не навлекут на себя его гнев своими действиями. Очевидно, во всех подобных поверьях нашло отражение двойственное отношение к самой бане:
с одной стороны, баня воспринималась как место очищения, необходимое для всех (ср. убеждение, бытовавшее во многих русских деревнях, что человек, который не ходит в баню, – человек недобрый, нечистый) и способное даже излечивать многие болезни, место, где начиналась человеческая жизнь (крестьянские женщины обычно рожали в банях);
с другой же стороны, она повсеместно считалась местом нечистым и недобрым, неосвященным, в котором пребывает нечистая сила, местом, где человека могут подстерегать всяческие опасности – болезни, угар, морок и т.д. Персонификацией этих подстерегающих человека в бане опасностей, воплощением бани как места «нечистого» и считался банник.
Опасность банника для человека
Согласно народным поверьям, банник обычно бывает опасен для людей и вредит моющимся, если те нарушают определенные правила поведения. Так, например, в быличках и поверьях банник наиболее часто нападает на людей, которые являются в баню в неурочное время.

По народному убеждению, банник очень любит мыться (в некоторых быличках он моет волосы в кипятке, парится и т.д.), причем моется он обычно вечером или ночью, после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди и моющихся «около 5-7 часов пополудни». Тем же, кто приходит в баню в это время (т.е. после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся), банник вредит: пугает, прикидываясь человеком; брызжет, плещет кипятком и кидается раскаленными камнями из каменки; напускает угару; кричит, «стукочет» и т.п.

Нередко он сильно и зло парит попавшегося ему человека, обдирая кожу, а если человек не сумеет убежать от него «умеючи», т.е. задом наперед, то банник может запарить и до смерти. Так, например, в быличке из пензенской области мужик, который, припозднившись в дороге перед праздником, пришел в баню после полуночи и, раздеваясь второпях, вместе с рубахой снял с шеи крест, начав париться, вдруг почувствовал, как кто-то невидимый стал сильно хлестать его вениками но бокам; мужик еле слез с полка, кинулся к двери, но обнаружил, что дверь «так притворена, что и не отдерешь».

Жена мужика, спохватившись, что мужа долго нет, пошла к бане и стала звать мужа и ломиться в дверь; на се крик собрались соседи и стали рубить дверь топорами, но от двери только искры летели, а щепок не было. Тогда позвали бабку-знахарку; та пришла, окропила дверь святой водой, прочла молитву, и дверь отворилась, мужика вытащили из бани живым, но в беспамятстве: «насилу оттерли его снегом».

Во многих местах было известно и поверье о том, что банник может задушить человека, моющегося в одиночку вечером или ночью: сперва он усыпляет человека, а потом длинными и толстыми губами обволакивает ему рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух (этим крестьяне нередко объясняли неожиданную смерть от удушья в бане).

Кроме того, банник может и «заесть», загрызть неосторожного человека (ср. быличку: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал… И закричало нечеловече­ским голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой»).

В некоторых быличках банник также сдирает с пришедшего париться человека кожу, которую потом обычно вешает сушиться на каменку; или затыкает тело моющегося в какую-нибудь узкую щель, например, за печку-каменку, где человек и задыхается (ср. быличку: «Вот нет его, нет… Она пошла в баню. Смотрит, а из-за каменки ноги торчат. А там же от каменки до стенки места всего-то с ладонь будет, чуть поболе… Вот как он туда? Это банник его засунул за печку-то»).

Вообще, запрет мыться в бане ночью часто объяснялся не только присутствием в ней в это время банника. По народному убеждению, ночью и в «четвертый нар» (т.е. в четвертую смену) в бане моется и собирается на посиделки всякая нечистая сила – не только банники, но и черти, бесы, овинники, лешие, русалки, проклятые и т.п.; человеку же в это время мыться нельзя, так как нечистые духи непременно навредят ему – нашлют болезнь, напугают, а может быть, и убьют.

Так, например, крестьяне многих мест верили, что поздно вечером, после того, как люди вымоются, банник пускает к себе в гости чертей («вот почему зачастую и повсеместно рассказывают, как, проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов»); человек же, который в это время пойдет париться в баню, живым оттуда уже не выйдет: «черти его задушат, а людям покажется, будто угорел или запарился».

Однако при этом, по народному убеждению, всякая нечистая сила пребывает в бане только время от времени. Банник же находится в бане постоянно и является полновластным её хозяином. Он может пускать или не пускать к себе различных нечистых духов; он бдительно следит за поведением хозяев бани и, если они не соблюдают определенных правил поведения, может напасть на них в любое время дня или ночи.

Внешний вид банника в славянской мифологии
Согласно народным поверьям, банник, по большей части, бывает невидим, но его часто можно слышать в бане, особенно ночью: он «шебуршится», ворочается в куче свежих неошпаренных веников, бормочет под полком, за каменкой и т.д. Изредка он показывается людям, и при этом обычно принимает антропоморфный вид, например, облик человека с длинными волосами; голого старика, покрытого грязью и листьями от веников; маленького голого человечка с радужными глазами; черного мохнатого человека, иногда огромного роста, с длинными растрепанными волосами и железными когтями; небольшого мужика в колпаке и т.д.

В некоторых местах верили, что банник может показаться в облике кошки (черной или – реже – белой), лохматой собаки, лягушки, белого зайца, веника, угля и т.п.

Наиболее же часто облик банника в быличках подобен облику хозяина дома или кого-либо из его родных, знакомых и т.д.; в связи с этим во многих местах был очень распространен сюжет о баннике, который, обернувшись знакомым или родственником, заманивает людей в баню и там сильно и зло парит, а иногда и запаривает до смерти.

В одной из быличек банник явился мужику в облике его кума и позвал с собой париться в баню, но едва не запарил его насмерть («насилу тот жив остался»); в другой былинке банник, прикинувшись проезжим барином, попросил крестьянина истопить баню и «запарил» в ней его жену.

В рассказе из Новгородской губернии мужик, пришедший в баню в неурочное время, услы­шавший шум и спрятавшийся на полке, увидел двух банников в обличье двух дюжих парней, которые притащили в баню солдата, содрали с него кожу и бросили её прямо на мужика; мужик в страхе стал читать молитву: «Да воскреснет Бог», а банники, услышав это, вторили ему: «Да растреснет лоб»; мужик говорил: «Да расточатся враги Его», а они в ответ: «Да раскачается осина»; когда же мужик прочитал всю молитву, банники исчезли, а вместо кожи солдата на перепуганном мужике оказалась рогожа.

Где обитает банник в славянской мифологии
Обиталищем банника традиционно считалось место за каменкой или под полком, на котором парятся; может он, по народному убеждению, обитать и в куче неошпаренных банных веников, или вообще просто в бане (он как бы находится во всех ее углах одновре­менно).

При этом, по некоторым поверьям, в бане может быть сразу несколько банников, среди которых может быть главный банник и его подчиненные (хотя такие поверья встречались довольно редко, возможно, потому, что во многих местах верили, что банники любят драться и нередко дерутся не только с лешими, чертями и т.п., но и с другими домашними духами, например, с овинниками, и даже между собой, не уживаясь вместе с другими банниками). В некоторых местах считалось также, что вместе с банником в бане могут обитать его жена и дети.

Жена и дети банника
Жена – банниха или обдериха – в былинках и поверьях обычно весьма напоминает самого банника по своему облику и заня­тиям: она, как и банник, является людям в бане в об­лике родственницы или знакомой и парит, обдирает человека, иногда запаривает его до смерти. Дети банника обычно представлялись уродливыми и крикливыми существами, которых банник иногда оставляет людям вместо похищенных человеческих детей.

По этой причине опытные повитухи и родные старались ни на минуту не оставлять роженицу с ребенком в бане одних: считалось, что если только ребенок останется один без присмотра, банник может украсть его, оставив на его месте свое собственное дитя – уродливого подменыша, сильно отстающего в развитии, который потом умрет или превратится в банный веник или в головешку; при этом банник может не только похитить ребенка, но и погубить мать.

Однако, хотя во многих местах считалось, что банник может по злобе навредить роженице и новорожденному, в некоторых местах верили, что банник очень любит, когда родильницы приходят жить к нему в баню до третьего дня после родов или далее на неделю (как это было заведено в хороших семьях).

Существовало даже поверье, что первый раз банник появляется в бане как раз после того, как там побывает роженица, а «если в какой бане не бывало рожениц, то нет в ней и банного» (возможно, это поверье было связано с представлениями о том, что домашние духи по своему происхождению являются душами умерших предков).

Банник друг или враг?
Поверья о милостивых и благосклонных к человеку банниках (олицетворяющих, очевидно, «благостную» сторону бани) были достаточно редки. Как правило, банник (наряду с овинником) воспринимался как один из самых вредоносных и недобрых домашних духов, хотя, являясь все-таки «своим», имеющим прямое отношение к человеческому жилищу и сфере обычной человеческой жизни существом, считался несколько менее опасным, чем «чужие» духи, обитающие за пределами освоенного и обжитого человеком пространства (т.е. лешие, водяные, упыри и пр.).

Как домашний дух, банник мог даже защищать людей от этой враждебной нечисти: так, например, в быличке из Владимирской губ. банник укрывает в бане мужика, попросившего защиты от гнавшегося за ним упыря, и сам дерется с упырем, не подпуская его к человеку.

В новгородской быличке мужик просит банника пустить его переночевать и видит, как в полночь в баню приходит овинник, который хочет задушить мужика и которого прогоняет «банный хозяин» («Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин, на беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я его задушу!» Вдруг поднимается половица, выходит хозяин и говорит: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться… Хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Я начал хлестать, и вдруг оба пропали»).

Но, тем не менее, в быличках тех же мест банник нередко сам является причиной гибели человека: он душит заночевавших в бане, запаривает до смерти и т.д. Он недоброжелателен даже к хозяевам бани и, будучи рассержен на что-то, не даст мыться никому: «всех из бани-то повыгонит».

Особенно же часто его гнев обращается на выпивох и пьяных, а также на «ночлежников»: по народному убеждению, людей, ночующих в бане, банник непременно задавит, особенно если они пришли, не испросив его разрешения (по этой причине ночевать в банях обычно решались только самые «лихие» люди, чаще всего – бродяги и беглые, «которым, как известно, все на свете нипочем», а обычные люди, например, идущие на заработки, часто предпочитали ночевать в стогах или под кустами, чем в банях).

Считалось также, что банник не любит тех людей, которые хвастаются посещением его жилища в неурочное время, и, дождавшись, когда они придут мыться, непременно душит их угаром.

Как задобрить банника
Для того, чтобы банник не причинял вреда приходящим в баню, его всячески задабривали. В бане обычно старались не шуметь и не ругаться (хотя иногда и считалось, что именно бранной и матерной руганью можно отогнать банника). Саму баню хозяева старались содержать в чистоте, чтобы банник не сердился, и при этом иногда верили, что если «банный хозяин» доволен хозяевами, то помогает убирать в бане, подметая пол веником и т.д.

Жертвы баннику приносили обычно при постройке новой бани, а также в некоторые большие праздники и в тех случаях, когда банник начинал пугать и беспокоить моющихся. Так, во многих местах, желая расположить к себе банника, хозяева, идя в первый раз в новую баню, брали с собой ржаной хлеб, круто посыпанный крупной солью, и оставляли его в бане в дар баннику; иногда также сыпали соль сверху на каменку.

Для того, чтобы банник «не стращал моющихся и удалял из бани угар», под порогом бани хоронили задушенную (а не зарезанную) и неощипанную черную курицу (реже петуха), причем, закопав курицу, уходили, пятясь задом и кланяясь.

Обычно такую жертву также приносили новой бане, и особенно бане, отстроенной после пожара, стараясь подгадать время под Чистый четверг на Страстной неделе. Вероятно, это время выбирали потому, что некогда, во времена язычества, именно в Чистый четверг и именно в бане славяне задабривали враждебные души умерших.

Банник, несомненно, воспринимался крестьянами как недобрый дух; в то же время, он, как и другие домашние духи, соотносился с душами умерших, с заложными покойниками. Поэтому и обряд задабривания его мог происходить примерно таким же образом и в то же время, что и обряд задабривания навий в дохристианскую старину.

Почести баннику во многих местах обязательно оказывали и при каждом посещении бани. Практически повсеместно крестьяне, идя в баню мыться, всегда сперва просились у «хозяина», и лишь потом шли париться (причем в некоторых местах, забираясь на полок, еще приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка»).

Вымывшись и выходя из бани, на полке обычно оставляли, не благословив и не перекрестив, ведро воды, кусочек мыла и веник для банника, а затем благодарили «баенушку» как радушного хозяина; или даже, перекрестившись, обращались к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье».

Как правило, вступать в прямой контакт с банником, существом опасным и, в общем, весьма недобрым, крестьяне избегали. Но в некоторых случаях люди намеренно старались встретиться с «банным хозяином», надеясь получить от него какую-либо вещь или услугу, узнать будущее и т.д.

Баня в народном быту была обычным местом для гаданий, а её таинственный обитатель – банник – часто принимал непосредственное участие в девичьих гаданиях. Гадания эти могли проходить по-разному, но, в общем, все они сводились к тому, что гадающие приходили к бане и спрашивали банника о будущем.

Еще одной причиной для небезопасных контактов с «банным хозяином» было нахождение у банника неких таинственных волшебных предметов: шапки-невидимки, «беспереводного целкового» и т.п. Во многих селениях было известно поверье о том, что раз в год, на Пасху, ловкий человек может добыть у банника шапку-невидимку. Для этого необходимо в Пасхальную полночь пойти в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть; тогда, по народному убеждению, из-под полка появится старик и даст шапку-невидимку (при этом иногда считалось, что человек, получивший такую шапку, может стать колдуном после Вознесения).

В других местах полагали, что шапку-невидимку можно отобрать у банника во время «христовской заутрени», для чего нужно пойти в баню и найти там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и с нею как можно скорее бежать в церковь, чтобы добежать до нее прежде, чем банник проснется (считалось, что если человек не успеет добежать до церкви, то проснувшийся и рассерженный банник непременно догонит и убьет его).

Для получения же у банника «беспереводного целкового» (т.е. монеты, которая всегда возвращается к хозяину), по народному убеждению, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить её в баню со следующим приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» Затем следует быстро выбежать из бани и крестом очертить себя три раза, тогда банник (или, по другому варианту, черт) не сможет навредить и даст желанную монету.

Источник энциклопедия

Понравилась статья?
Банник в славянской мифологии Банник в славянской мифологии – дух – хозяин бани. У русских его еще именовали баеннииком, байником, баенным, байнушкой, байником, банным (ср.: «банной хозяин»), а также банным нечистиком, банным анчуткой, банным...
5 1 5 7

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.