Аграфена -Лютые
Коренья — день памяти святой мученицы Агриппины
(23.ѴІ/6.ѴІІ). День этот в славянской народной традиции наделялся особым значением; причиной же
тому был справляемый на следующий день праздник
рождества Иоанна Крестителя. Фактически эти два
праздника представляли из себя единое неразрывное
целое, так как главное их событие — купальское
празднество, включавшее в себя возжигание обрядовых костров, купание в реках и озерах и ритуальный
сбор различных трав и кореньев — происходило в ночь
со дня Аграфены па день Ивана Купалы. Купальскому
же празднеству в народе придавалось очень большое
значение: оно считалось не менее важным, чем весеннее празднование масленицы или зимнее празднование
святок.
Причина такого глубокого уважения к этому
празднеству кроется в тех далеких временах, когда
славяне, тогда еще поклонявшиеся своим исконным
языческим богам, а не единому христианскому Богу,
одним из самых важных годовых праздников считали
русалии — праздник «макушки лета», «огня и воды».
Справляли эти русалии около дня летнего солнцестояния, т.е. около того дня, па который по старому стилю
приходился день Иоанна Предтечи; при этом празднование продолжалось около двенадцати дней и включало в себя множество различных обрядов и обычаев,
необходимых для обеспечения достатка и благополучия.
Праздник русалий имел для древних славян очень
большое значение потому, что приходился на время
расцвета вегетативной силы и посвящался аграрной
магии и молениям, обращенным к солнцу и воде, вернее, к божествам, их олицетворявшим. Покровительствовавших земледелию духов, олицетворявших различные стихии и природные явления, в эту пору, по
мнению земледельцев, следовало непременно умилостивить дарами и молитвами, чтобы они обеспечили
хороший урожай. Эту-то цель и преследовали многочисленные русальские обряды, которые были столь
важны для крестьян, что, несмотря на все старания
церкви, пережили христианизацию и в той или иной
степени сохранились вплоть до XIX в. Земледельцыхристиане прибегали к ним в то же время, что раньше
язычники, то есть примерно в течение двух недель
начиная со дня солнцеворота. При этом большинство
таких обрядов стало приурочиваться к трем христианским праздникам: дню памяти святой АгриппиныАграфен а Купа льниц а
(Аграфена Купальница), рождеству Иоанна Предтечи
(Иван Купала) и дню памяти святых апостолов Петра
и Павла (Петровки, Петры-Павлы).
Таким образом, день Аграфены Купальницы являлся как бы первым, вступительным днем двенадцатидневного празднества, включающего в себя множество различных полуязыческих-полухристианских
обрядовых действий, приговоров и песен, всевозможных примет, гаданий, поверий и т.д. День святой Аграфены посвящался своеобразным подготовительным
обрядам (например, обрядам очистительным); вечером же начинался собственно праздник, который у
восточных славян именовали Купалой, в Литве —
Росой (Rossa) или Купайлой, а в Польше — Соботками («соботка», т.е. «со-бытие», совместный сбор).
Ночь накануне дня св. Иоанна Предтечи именовалась
обычно либо Росой, либо Ивановской (Ивановой)
ночью; в эту ночь все плясали и веселились у костров,
святили воды и приносили им жертвы, а также совершали различные обряды с растительностью.
На Руси в старину день Аграфены Купальницы
проходил примерно следующим образом. С самого
утра (реже — после обеда) все домочадцы «от мала до
велика» отправлялись в бани и там мылись и парились, чтобы укрепить и восстановить свои силы, отогнать болезни и «запастись здоровьем». В это время
мыли даже старых и больных людей, которых приносили в бани и там парили и натирали различными целебными травами. Банные веники для мытья нередко
заготавливали в самый день Аграфены Купальницы,
причем в некоторых местах бытовало поверье, что
все веники, заготовленные в этот день, обладают
особой целительной силой, тогда как веники, изготовленные до этого дня, могут быть даже вредны
для здоровья. Так, например, на всем Русском Севере бабы и девки традиционно ездили заготовлять
веники в день святой Агриппины: после обеда запрягали лошадь и ехали в лес, где ломали молодые
березовые ветви, из которых потом вязали веники.
При этом, кроме обычных веников, на Аграфену
делали еще и особые ритуальные веники из разных
пород деревьев и растений: в них обычно вкладывали по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы,
смородины, калины, рябины и по цветку разных
сортов, а также различные целебные травы. Нередко
в веники вкладывали и траву купальницу
(смолистую дрему кукушечью, или лютик едкий),
или даже делали веники целиком из этой травы,
полагая, что купальница выводит все «нечистоты» и
болезни, накопившиеся в течение года. Веники,
сделанные на Аграфену, потом хранили в течение
года и нс только парились ими, но и использовали
их для различных обрядов: ими обряжали недавно
отелившихся коров для защиты от порчи и болезней;
их перебрасывали через голову или бросали на
крышу бани с целью узнать будущее (если веник
упадет комлем к погосту, то бросающий умрет, а
если метелкой — останется жив), и т.д.
За мытьем обыкновенно следовало угощение. При
этом во многих местах принято было устраивать так
называемые обетные мирские каши, когда односельчане устанавливали посреди деревни столы и в складчину устраивали угощение, состоявшее обычно из разных постных яств и, в частности, обетной каши для
«нищей братии». На такое угощение иногда собиралось по сто и больше неимущих.
После угощения, примерно с полудня, начинались
общенародные увеселения и игрища, продолжавшиеся
до глубокой ночи. Сборища устраивались обычно на
берегах рек, на возвышенных местах, где с наступлением сумерек зажигались особые костры; у этих костров юноши и девушки, мужи и жены, украшенные
цветами и травами, плясали, пели, водили хороводы,
кружились, пировали, гадали, прыгали через огонь,
купались в реках и в росе и т.д. В некоторых местах
такими игрищами руководила особая девушка
(«перворожденная дева»), которую наряжали наподобие невесты; в некоторых местах ее называли Купалой.
Важное место в обычаях Аграфенова дня занимали
обряды, связанные с культом растительности. Так,
например, в этот день, во время купальского празднества, широко использовалась всевозможная зелень:
участвовавшие в празднестве водили хороводы вокруг
срубленной и украшенной березки, кидали зеленые
ветки и травы в огонь, в воду и т.д. Кроме того, все
участники праздника (как девушки и дети, так и парни, и даже иногда семейные мужики и бабы) обязательно носили на себе сплетенные из трав и цветов
венки, опоясывали себя цветочными гирляндами и т.д.
Особое внимание при этом во многих местах уделялось
чернобыльнику и живокости: из чернобыльника обычно сплетались венки и гирлянды, а побеги живокости
держали в руках парни и девушки, прыгавшие через
огонь (при этом крестьяне верили, что всякий, кто
будет смотреть на купальский огонь, держа в руках
побег живокости, т.е. рогатого василька, не будет
страдать никакой болезнью глаз в течение целого года).
С культом растительности был связан и обычай собирать в этот день различные травы, отчего и сам день
святой Аграфены в народе нередко называли
«Аграфена — злые (лютые) коренья». Собранные в
этот день растения потом в течение целого года использовали для целительства и различных магических
обрядов, а также как обереги от нечистой силы. В первую очередь, конечно, сбором различных растений
занимались знахари и колдуны: первые — для изготовления мазей, отваров и т.п., а вторые — для
волхвования, колдовства. Вообще же, за травами,
цветами и кореньями на Аграфену ходили многие люди,
особенно женщины и девушки. Так, по описанию в рукописи, относящейся к 1882 г., в Витебской губернии в
канун Иванова дня, рано утром, девушки и молодухи
отправлялись в поля, леса, луга для сбора цветов и
трав; травы при этом собирались с определенными
песнями, чтобы усилить их целебную силу.
Источник энциклопедия