АДАМОВА ГОЛОВА — чудесная трава, в некоторых травниках именуемая «царь во всех травах». Согласно древним травникам, «трава адамова голова…
растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в листе ростом в пядь, цвет
багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо —
кувшинцы всяким видом» (другой вариант: «…растет
по раменю, возле болот, кустиками в лоток по 3, 5 и 12
ростом в колено, цвет рудожелт, красен, как головка с
ротком»). Как и другие чудесные травы, «адамову
голову», по мнению знахарей, следовало собирать с
крестом и молитвой: «И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже…».
Траву «адамова голова» издавна использовали как
оберег и лекарство от многих болезней. Так, например,
отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на
которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло время родить (чтобы облегчить
роды); кроме того, ее использовали как присыпку на
раны и т. п.: «И принеси ту траву в дом свой, который
человек порчен и кто портит дай пить и того обличит…
А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три
дня заживет». В Нижегородской губ. «адамову голову» вместе с корнем травы «петров крест» зашивали в
рубашку по швам и особенно в воротник, а также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это
универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. «адамову голову» вместе с «петровым крестом» зашивали в ладанку вместе с травой и вешали
коровам на шею «в предостережение от чумы».
Согласно поверьям разных мест, трава «адамова
голова» внушает храбрость и избавляет от страха высоты: «кто хочет высоко лазить — с ней ужаса нет и
земля кажется близко». Собранной в Иванов день и
тайком сохраняемой до Великого четверга «адамовой
головой» охотники окуривали свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что
после этого оно будет надежно защищено от порчи и
никакая добыча не уйдет от охотника. В некоторых
местах «адамову голову» использовали и при строительстве плотин и мельниц: ее клали «на подушку к
запруде», полагая, что после этого «запруда во веки
нерушима будет».
Помимо этого, траву «адамову голову» в народе
применяли для того, чтобы получить определенную
власть над нечистыми духами. Так, крестьяне верили,
что человек, желающий видеть всю «отпадшую силу»,
должен настоять корень этой травы на освященной
воде и пить полученный настой, а также положить
траву «адамову голову» в церкви под престол и оставить ее там на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую чудодейственную
силу, что если ее держать в руке, то можно видеть дьявола, чертей, бесов и т.д.: «А кто хощет дьявола видеть
или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и те дни пройдут
носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить —
держи при себе». При этом в некоторых местах такой
обряд освящения советовали проделывать не над травой, а над цветком «адамовой головы» (Cypripedium
calceolus из семейства орхидей), зацветающим к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая,
что если после этого взять его в руку, то можно увидеть
разных нечистых духов; «тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по поверьям, обладают нечистые духи — леший, банник и пр.),
надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший».
Источник энциклопедия