АДАМОВЫ ДЕТИ — одно из народных названий
многообразной нечистой силы — домовых, леших,
водяных, полевых и т.п.Очевидно, название это восходит к апокрифиче
ской легенде о детях Адама и Евы, появившихся на
свет после грехонадения перволюдей. Согласно этой
легенде, многие нечистые духи произошли от детей
Адама, которых он спрятал от Бога: «показать всех
своих детей на свет Божий Адаму было стыдно, и по
тому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде,
а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца
навсегда остались в местах сокрытия, где и живут (с
тех пор), размножаясь подобно людям»; «Атчаво ета
лисавыи завялпсь, вадяныи, иалявыи, дамавыи? Ета
ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать
за тым, что яго жонка целую араву нарадила… Как
шел Адам от Бога, думаить: «Дай зайду, вазьму сваих
дятей у камыши!» А их ужу там и звания нет, — паложим
сабе яны не пропали, а зделались силый темный:
хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, валяными па
вадам — иде которыму Бог жить произвел».
Кроме того, в названии «адамовы дети», по
видимому, нашло отражение старинное представление
о многих нечистых духах (леших, водяных, домовых и
т.н.) как об особых «потаенных людях», предках,
покойниках; как о людях, родившихся от обычных
мужчин и женщин, но по каким-то причинам превра
тившихся в нечистую силу (недаром «адамовы детки»
в народных представлениях — это, помимо всего про
чего, еще и «все люди в смысле грешников»).
Представления о том, что нечистые духи, насе
ляющие воды, землю, леса, поля и даже человеческие
дома, в прошлом были людьми, были широко распро
странены практически у всех славян. Так, например,
лешие, водяные, домовые и пр. практически повсеме
стно соотносились с душами умерших: в домовом
древние люди видели духа умершего основателя дома,
а в русалках — души утонувших девушек; леших не
редко считали проклятыми или похищенными нечис
той силой людьми и т.д. Даже отношение к этим духам
природы в народных верованиях было совсем иным,
чем к чертям и бесам — истинным нечистым духам.
Черт в народных поверьях всегда воплощение зла, он
никогда не творит добрых дел; лешие же, водяные или
полевые, а уж тем более домовые, настоящего зла, как
правило, людям не делают, и хотя порой и подшучи
вают недобро (заставляют блуждать в лесу или в поле,
кидаются вещами, пугают), в трудную минуту могут и
помочь. Так, например, домовые духи с незапамятных
времен представлялись крестьянам хранителями до
машнего очага, помогающими по хозяйству, и если
домовой «хозяинушко» начинал вдруг вредить хозяй
ству, гонять и морить скот, душить по ночам хозяев и
т.д., это в большинстве случаев объясняли не природ
ной злобой того или иного духа, а неосторожными действиями людей или какими-либо обстоятельствами, спровоцировавшими такое поведение (к примеру,
во многих местах считалось, что если домовой вдруг
навалился ночью и начал душить хозяина, в доме в
скором времени ожидаются перемены). Впрочем, в
некоторых местах верили, что лешие, водяные и домовые— это те же черти, которые могут «уморить» чело
века до смерти и утащить его душу в ад; но такие пове
рья, судя по всему, появились в результате усиленного
искоренения христианской церковью древних народ
ных верований и перекрытия образов природных ду
хов образом злого черта.
Источник энциклопедия