Рубрики

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магический календарь Магия Обзор колод Оракул Правила ритуальной магии Расклады Таро Родовые бесы Руническая магия Руны Светлана Старые вещи Теория магии Черная магия анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад как думаете колдовство в церкви конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

Хлеб – наиболее сакральный вид пищи. Он символизирует изобилия, благополучия, достатка. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.

Легенда о происхождении хлеба
Издавна хлеб пользовался у славян особым почтением. В стародавние времена, «не озаренные еще светом веры Христовой», славяне-земледельцы верили, что хлеб – это дар Неба и Земли, небесного бога Сварога и Матери – Сырой Земли. По их поверьям, когда Небо-Сварог обнимает Землю со всех сторон и орошает ее животворным дождем, согревает солнечными лучами, Мать – Сыра Земля отвечает на эти ласки, рождая разнообразные земные плоды.

Само происхождение земледелия народные легенды также связывали с богами. Согласно древнему преданию, распахивать землю и засевать ее людей научил небесный бог Сварог, который первый начал ковать железо и изготовил первый плуг. Большинство языческих славянских богов так или иначе было связано с земледелием и выращиванием хлебных растений. Этим богам молились об урожае и приносили умилостивительные жертвы, нередко теми же зернами, хлебными злаками, обрядовым хлебом.

С приходом христианства сама память о древних богах стала искореняться церковью, но древние обычаи и поверья, связанные с хлебом, лишь претерпели некоторые изменения, но отнюдь не исчезли. Древние земледельцы, сама жизнь которых зависела от урожая, считали необходимым препоручить заботы о хлебе каким-то высшим существам.

Непрерывные дожди-хлебогнои или засуха, грозы, град, ураганы могли легко погубить урожай, а предотвратить подобные беды способны были, по народному мнению, только сверхъестественные силы, такие, как языческие боги древности или явившиеся им на смену христианские святые. Поэтому в народных поверьях, обычаях и преданиях богиню земли Макошь, рожаниц, Рода, Сварога, Велеса, Ярилу и прочих богов заменили святые угодники Илья-Пророк, Николай Милостивый, Петр и Павел, Власий и другие.

Молитвы и гадания о хорошем урожае хлеба
Теперь уже этим святым возносили молитвы о даровании хорошего урожая и приносили различные жертвы, в том числе и такие, какие ранее приносили языческим божествам (например, восточнославянский обычай завивания «Миколиной бородки», восходящий к древнему славянскому обычаю завивания последних колосьев «Велесу на бороду»).

Точно так же, как в язычестве славяне-земледельцы считали хлеб даром небесных, благосклонных к человеку божеств, при христианстве они стали называть его «даром Божиим». В народном мировоззрении сам хлеб и все хлебные растения исконно были обличены святостью. Пахари-христиане верили, что сам Господь со своими святыми дарует его людям, помогает им пахать, сеять и убирать хлеб и даже сам не гнушается пахать на ниве. Это верование, очевидно, было связано с древним преданием о том, что искусству пахать и засевать землю людей научили небесные покровители.

Подобные поверья нашли отражение во многих народных песнях, особенно в колядках и щедривках, где хлеб и хлебные растения выступают как признаки довольства и благосостояния. Такие щедривки и колядки являлись только малой частью обрядов, призванных сохранить и умножить урожай. Все эти связанные с урожаем обычаи и гадания совершались земледельцами круглый год, хотя, разумеется, наибольшее их количество приходилось на страдную пору, пору полевых работ. Так, например, практически повсеместно с ранней осени, с посева озимей, в течение всей зимней поры крестьяне прибегали к молитвам, заговорам и причетам, гаданиям и молебнам в церквях и домах.

Нередко гадали о всяком хлебе вместе (а попутно и об урожае на овощи и т.д.) или о каждом хлебном злаке в отдельности, соблюдая урочные для каждого из них сроки. Так, гадания об урожае совершались как на церковные праздники из двунадесятых, так и в дни, церковью не почитаемые, но чествуемые в народе: на Параскеву Пятницу, на Рождество Христово, на Якова-апостола, на Васильев вечер, на последние сутки масленицы и т.д.

Гадания совершались по блеску звезд, по облакам и ущербам луны, по солнцу и выпавшему снегу, по изморози, морозу, утренникам, состоянию дорог и т.д. В некоторых местах ответ надеялись получить от самой земли-кормилицы: в Васильев вечер, во вторую кутью, ходили на перекрестки, где чертили пестом или палкой крест, прикладывали к этому месту ухо и слушали, полагая, что если послышатся звуки, похожие на то, что едут сани с грузом, то год будет хлебородный, а если пустые – неурожайный.

При этом нередко считалось, что земля может не только ответить на все вопросы о будущем урожае, но и дать указания, когда начинать пахать и сеять. Так, по народным приметам, развернувшийся дубовый лист указывает на то, что земля вошла в полную силу и принялась за роды: березовый лист стал с полушку – земля указывает время, когда следует запахивать пашню, и т.д.

Ритуалы при посеве хлеба
Первый сев повсеместно сопровождался многочисленными и самыми разными обрядами. Так, например, в некоторых губерниях полевые работы начинали следующим образом: в день Благовещенья в поле устанавливали стол, покрытый чистой скатертью, а на него ставили водосвятную чашу, свечи и ковригу печеного хлеба. Перед столом, полукругом, вставали мужики, держа в руках закрытые полотенцами иконы. Против них размещался священник с причтом, а за ними и весь народ, «от чрева матери обреченный в поте лица своего снести хлеб свой».

Торжественно справлялся молебен, после чего священнику подавали севалку – лукошко с веревочкой, которую перекидывали через плечо; священник брал из нее горсть сборной ржи от каждого двора и разметывал зерна по пашне. Затем он шел краем поля, поперек всех загонов, и кропил все полосы святой водой; при этом хозяин той полосы, которую он окроплял, торопливо крестился, а иногда и шептал про себя молитву. После этого обряда иконы относили в церковь, а попа с дьячком звали в избу и предлагали посильное угощение, причем старались кормить «в полную сыть» (в некоторых местах считалось, что чем богаче будет такое угощение, тем богаче будет и урожай).

Иногда подобный обряд мог назначать и производить не священник, а какой-нибудь ветхий, древний старик, пользующийся в деревне уважением и считающийся «легким и удачливым на руку». Такой старик, признаваемый первым человеком на селе, назначал день сева, накануне обязательно парился в бане и одевался во все новое и чистое. Сеять он выходил натощак и при этом, выйдя в поле, молился, снявши шапку, на восток: «Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напои мать – сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом»; или «Кузьма-Демьян – матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» (при этом так могли закликать не только обрядовый засевальщик, но и вообще сеятели, засевающие свое поле).

Разбрасывая по полосам зерна, старик-сеятель также шептал молитву: «Зароди на все души грешные, на всякого проходящего и заходящего, на калек и нищих, на братию имущую и неимущую», и т.д.

При этом, как правило, этот же самый старик (или вообще старший в каждой семье) совершал и другие обряды, связанные с будущим хлебом, например, гадал в первый день Рождества (на «Колядах») об урожае, для чего в черной рубахе садился на печной столб и говорил особые, зачастую непонятные другим слова заклинания, например: «Иди, мороз, кутью есть на чугунную борону с железным кнутом» (т.е. «если придешь, то было бы что положить на сковороду (чугунную борону), было бы что вынуть сковородником (железным кнутом) из печи и поставить на стол»).

При посевах хлеба во многих местах большую роль играла «благовещенская» просфора (и особенно просфора, которую получили кусочком из рук священника при раздаче в конце обедни антидора, или сами подали за евхаристией, чтобы вынули части за здравие живущих и за упокой умерших). Такую просфору клали или в сусеки, чтобы увеличить силу плодородия зерен, или на дно лукошка-севалки и в мешки с зерном; по окончании же сева её делили между семейными и съедали.

В некоторых местах просфоры пекли дома и делали их разной величины (от обыкновенной до полуфунтовой) и столько, чтобы на каждого члена семьи пришлось по одной. По форме они были схожи с церковными, но лишь с оттиском на верхней половинке обыкновенного шейного креста.

Порой значение благовещенской просфоры отчасти оспаривалось силой и действием хлеба-«крестовика», который практически по всей России пекли на четвертой неделе Великого поста. Печенье таких «крестовиков» связывалось с гаданиями о том, кому доведется в тот год начинать сев, и какие сорта хлеба сеять (счастье выпадало тому, кому доставался крестовик с запеченными в нем заметками: одни для мужчин, другие для женщин). Если жребий нал на ребенка, то его вели или несли в поле, давали ему горсть семян, и он разбрасывал их; если же ребенок был грудным, святую обязанность за него исполняла мать.

Почитание хлеба на Руси
Хлеб почитался в народе как дар Божий; но при этом и сам хлеб считался самостоятельным живым существом или даже образом самого божества. Он требовал к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. Его упоминали в сочетании с Богом, землей, солнцем. Он был практически лишен негативных ассоциаций.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу, так как хлеб на столе символизировал богатство и благополучие дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Хлеб же, лежащий перед иконами, был символом отношений взаимного обмена между людьми и Богом: люди кладут хлеб перед Господом, свидетельствуя этим о своей верности Богу; Бог, в свою очередь, кладет хлеб на стол перед людьми.

Считалось, что хлебом человека наделяет Бог, причем вместе с куском хлеба он наделяет человека долей и счастьем. У белорусов на свадьбе родители молодого как бы принимали на себя функции Бога и давали жениху хлеб с солью. Молодых во время свадьбы благословляли иконой и хлебом; на рукобитье при заключении договоренности о свадьбе их руки клали на хлеб. Воспевали хлеб и в свадебных песнях.

На день Успенья Пресвятой Богородицы (28 августа) во время обедни традиционно святили новый хлеб – свежеиспеченный каравай. До возвращения из церкви хозяина с освященным хлебом домашние ничего не ели, ожидая «свяченого куска». Разговлялись в этот день прежде всего хлебом, а остаток освященного каравая завертывали в чистую холстину и клали под образа. Кусочки такого хлеба считали необычайно целебными и ими лечили больных. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку от такого хлеба на пол, а тем более – растоптать её.

Поверья про хлеб
Вообще любая буханка хлеба и каждый его кусок (особенно первый) или крошка воплощали собой долю человека. Считалось, что от обращения с ними зависит его сила, здоровье и удача:

Один человек не должен доедать за другим хлеб, так как этим он забирает у него счастье и силу.
Нельзя есть хлеб за спиной другого человека, так как при этом «съешь его силу».
Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность.
Тот, кто оставил на столе кусок хлеба, похудеет, хлеб его «есть будет» или станет гоняться за ним на «том свете».
Крошки, падающие во время еды изо рта, предвещают едоку скорую смерть.
Если упала хлебная крошка, её нужно поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь.
Разрезать хлеб и распределять его между едоками должен мужчина, но заквашивать тесто и выпекать хлеб должна женщина.
Выпекание хлеба обычно сопровождалось множеством правил и запретов:

«Нечистой» женщине (во время месячных, после полового акта или после родов) запрещалось выискать хлеб.
Нельзя было печь хлеб в великие праздники и в воскресенье.
Женщину, которая месит хлебы, нужно было приветствовать: «Спорина в квашню!», – иначе хлеб мог не удаться.
Сажать в печь хлеб нужно в молчании, а пока он находится в печи, нельзя громко разговаривать, браниться, шуметь или мести пол, так как хлеб от этого «пугается», «раздражается», начинает «капризничать» и потому не удается.
Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома, иначе хлеб не удастся.
Нельзя вынимать из печи и резать одни хлеб ранее прочих, так как в этом случае другие хлебы испортятся.
Во время приготовления хлеба обычно неоднократно крестились сами и крестили муку, тесто, буханку перед выпечкой и после нее. В одной из народных песен так поется о приготовлении хлеба:

«Растворю я квашонку на донышке,

Я покрою квашонку черным соболем.

Опояшу квашонку ясным золотом;

Я поставлю квашонку на столбичке.

Ты взойди, моя квашонка, с краями ровна,

С краями ровна и полным-полна!».

Хлеб – оберег от всего дурного
Хлеб широко использовали в качестве оберега:

клали его в колыбель к новорожденному;
брали хлеб с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути;
клали хлеб на то место, где лежал покойник, чтобы хлеб «победил смерть» и умерший не унес с собой плодородия и благополучия;
при приближении грозы или градовой тучи выносили хлеб, дежу и хлебную лопату на улицу, чтобы защитить посевы;
обходили с хлебом загоревшееся строение или бросали хлеб в огонь, чтобы остановить распространение пожара;
хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства;
при переходе в новый дом несли хлеб с собой и катили его по полу от порога, гадая о будущей жизни.
Иногда на том месте, где собирались строить дом, ставили крест, а около него – стол с хлебом. Хлеб разрезали на четыре части:

первую клали на крест, чтобы святые ели его и просили у Бога счастья для тех, кто будет здесь жить;
вторую клали под стол для домового, чтобы он съел его и не вредил хозяйству;
третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был достаток («и в поле родило, и в хлеве щастило»);
четвертую давали скотине, чтобы она всегда была сыта и здорова.
Хлеб клали в гроб к покойнику, а хлебные крошки сыпали на могилу для птиц, воплощавших души умерших; оставляли хлеб на перекладине креста, и т.д. Верили, что паром от горячего хлеба питаются души умерших.

Мертвым также предназначали первый выпеченный хлеб, помеченный крестиком. Такой хлеб иногда разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков. Хлеб, забытый в печи, наделялся особыми свойствами: его давали человеку, который тосковал по умершему или по любимому человеку, чтобы он забыл их.

Хлеб широко использовали и в качестве обрядового дара:

брали хлеб с собой, отправляясь свататься;
хлебом со вделанной в верхнюю корку солонкой с солью три раза благословляли молодых;
хлеб возили с собой в церковь на венчание;
с хлебом и солью встречали гостя и молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб везли вместе с приданым невесты;
оставляли хлеб в качестве жертвы в поле, в лесу и т.д.;
некогда хлеб, мед и сыр приносили в жертву Роду, рожаницам и т.п.
Пословицы и поговорки про хлеб
Про хлеб, необходимый для жизни людей, в народе ходило множество пословиц и поговорок. Так, напри­мер, подчеркивая его незаменимую роль в своей жизни, говорили о нем:

«Хлеб – всему голова!»
«Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска!»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай!»
«Палата бела, а без хлеба – беда!»
«И беду можно с хлебом съесть!»
«Покуда есть хлеб да вода – вполбеды мужику лихая беда!»
«Без хлеба – смерть!»
«Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь!»
«Без краюшки не прожить и седой старушке!»
«Без хлеба – не крестьянин!»
«Родись человек – и краюшка готова!»
«Люди за хлеб – так и я не слеп!»
«Каков ни есть, а хлеб хочет есть!»
«Урод-урод, а хлеб в рот несет!»
«Как хочешь зови – только хлебом корми»
«И пес перед хлебом смиряется!»
«Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу!»
«Хлебом мы сыты, хлебом мы и пьяны!»
«Как хлеб да квас, так все у нас!»
«Хлеб да вода – мужицкая еда!»
«Только ангелы с неба не просят хлеба!»
«Хлеб-батюшка, водица-матушка!»
«Калач приестся, а хлеб – никогда!»
«Бог на стене, хлеб на столе!»
«Дай Бог покой да хлеб святой!» и т.д.
Так же многочисленны были и русские загадки о хлебе:

«Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)»
«Режу, режу — крови нету!»
«Что без кореньев растет, без костей встает?»
«Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют, пройду огонь и воду, конец мой — нож да зубы!» и т.д.
Источник: “Краткая энциклопедия славянской мифологии” Н.С. Шапарова

Понравилась статья?
Значение хлеба у древних славян Хлеб – наиболее сакральный вид пищи. Он символизирует изобилия, благополучия, достатка. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо...
5 1 5 4

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.