Рубрики

Поделитесь статьей:

Продолжаю публиковать цикл статей, в виде интервью, от моего друга-Шамана. За что ему отдельное спасибо. Я не являюсь автором. Я только даю вам возможность, узнать о другом направлении и практиках.

 

 

Оба снимка взяты из книги “Тэнгэри”, имеющейся в моем пользовании. Этот альбом с фотографиями создан МРОШ Тэнгэри, Бурятия, г. Улан-Удэ. На фото показан Сэржэм молоком, на Ольхоне. На заднем плане стоят Сэргэ обвязанные хадаками разных цветов. Итак, угощения и подарки в шаманизме. Собственно угощения, это неотъемлемая часть как в обиходе верующих шаманистов, так и самих шаманов всех традиций, с некоторыми частностями и допусками в исполнении шаманов и простых людей, приверженцев шаманизма. Угощения(подношения) отправляют как по воздуху-Сэржэм молоком, водкой, чаем, зерном, так и через Хозяина Огня(из его рук).Это может быть как ритуальный костер, так и огонь в “чистой” печи или кузнице. Через огонь отправляют особо приготовленные блюда с продуктами, мясо жертвенных животных а так же подарки.Ритуалика достаточно сложная, блюда разные, готовятся по разному.Например молочных блюд может быть до 9 по количеству.Саламат, молоко, кефир, масло, творог и т.д. О Саламате нужно сказать следующее.Готовится он на открытом огне, в специальной “чистой” посуде, котле.Туда помещается домашняя сметана самая густая и ржаная мука.Посудина устанавливается на открытый огонь, а содержимое перемешивается до тех пор, пока не начнется кипение все массы. Угощение считается готовым, когда сверху появляется масляная пленка. Вроде ничего сложного, если не считать того, что кипящая масса перемешивается голыми ГОЛЫМИ РУКАМИ. Иные способы недопустимы. Это делают одновременно один или два Боо, Удаган. Есть непременное условие и по жертвенному животному, чаще всего это баран определенной масти, пола, возраста, лишенный рогов. Рогатых животных отправляют только в случае войны(как бедствие народов), это быки. Так вот забивается баран( с предварительно отмоленной Душой) таким образом, что бы не одна капля крови не упала на ЗЕМЛЮ. Делается надрез на животе, специалист проникает рукой в грудную полость через диафрагму и рвет аорту.Либо делает это в полости живота.Кто как. Если кровь пролилась-обряд осквернен. Выводы соответствующие. Всем до свидания, до новых встреч. Блюдо с угощением подносимое на тарелке имеет несколько слоев, промазанных сливочным маслом и не имеющее в своей композиции острых (выпирающих) углов.Нижние слои всегда Хлеб. Хлеб, печенье, пряники, сухари, послойно.Допустима выпечка в один из слоев.Например лично мне, для моих Родовых обрядов духи пожелали домашней выпечки по особому рецепту, и сообщили мне что и как. Эта выпечка была назначена, как часть блюда, так и часть угощения участников обряда.Что собственно я и делал сам, своими руками. Пустот в блюде быть не должно, все мелкие полости заполняются маслом, рафинадом. Есть слой сыра(мои просят сыр).Готовое блюдо украшается мармеладом(круглым), рафинадом, зефиром(белым) конфетами разными, шоколадными в том числе. На самом верху этого “торта” помещается кусочек масла.В некоторых случаях внутрь помещается предмет называемый 9 ЭРДЭНИ а по верху блюда располагают 9 лент конкретных цветов. Это блюдо отправляется через Хозяина Огня. Духи не кушают нашу еду, но они питаются запахами.Именно так.Запах суть маркер той жизненной энергии, которая была потрачена отправителем угощения на то, что заработать деньги и купить эти продукты.Продукты должны быть свежими и никто их не должен был кушать, только для обряда.Никакие дети, сующие в пакет с конфетами свои руки , никаких начатых брикетов масла, старого сыра и т.д.  Неимоверно важен и еще один аспект. Это намерение.Не всякий человек способен купить шикарные продукты для блюда-угощения. Увы, такова наша жизнь. Бывает и так, что верующая старушонка-пенсионерка, оставшаяся одна, как былинка в зимней степи, пригибаемая лютыми ветрами старости, немощи, бедности, все же считает своим долгом хоть изредка почитать своих Предков. Вот она бредет в магазин, мучительно считает свои жалкие гроши, думая при том:”Если я потрачу деньги себе на хлеб, то не куплю масла(маргарина), или конфет для угощения Предкам.Ладно, куплю хлеба себе полбулки, а Предкам булку”. Устраивает дома это блюдо, и потом идет к шаману с поклоном “побрызгать” и отправить это угощение Предкам. Пусть скудное. Хоть несколько пряников и конфет, хоть кусок хлеба оторванный от себя, хоть стакан молока..Я вас уверяю, никогда, не один шаман, ни один шаманист-верующий не осудит этого человека.А шаман сделает все, что бы угощение дошло в адрес. Потому что у человека было твердое, необоримое намерение почтить своих Предков. Это намерение свято в плане Веры. И никто тут не Судья, не один из людей, ибо всяк может оказаться на ее месте. Ее подношение может оказаться дороже многих других.. Еще в плане угощения используется табак. Как само сырье, так и оформленное в виде сигарет . Отправляется через огонь, либо трубкой с табаком. Шаманисты, верующие, вообще такой народ, обязательный к угощениям в быту. Если кто попадет на застолье к шаманистам, не следует удивляться, если увидите на отдельном столике, или на домашнем алтаре тарелку со свежей пищей, которую еще никто не ел, или глава семьи, старший, возьмет со стола кусочек мяса(Позы, Манты, котлета)  и открыв печь забросит туда эту еду, что-то пробормотав.Потом все начинают кушать за столом. Или налив в рюмки спиртное, водку, вино, участники застолья трижды обмакнув безымянный палец, кончик, в рюмку, капельку макнут на скатерть. Это называется “капать”. Капать и брызгать-разное. На фото-брызгают. Капают на землю, или за столом, имея при том в виду, что почитают Хозяина-Хозяйку Очага(через печь), домовых Духов, Предков и т.д.  Некоторые шаманисты, а так же все шаманы без исключения проводят почти каждый день, или хоть пару раз в неделю Сэржэм.Обычные люди при том брызгают чаем с молоком и молоком, а шаманы еще и водкой.Обывателям нельзя брызгать водкой Сэржэм. Иногда выходишь с чашкой, надо перед тем как брызгать, покапать трижды на землю, Хозяевам местности.Но это не отменяет возможности отправить Хозяевам и Духам местности угощение-подношение по Белому через огонь на своем Обо на местности или на участке дома.Но это удел шаманов.Особенно тех, кто пользуется покровительством Духов местности и привлекает их для решения своих вопросов по работе. Сэржэм сам по себе универсальный ритуал, помогающий решить множество вопросов в рабочем порядке возникающих перед шаманом.Конечно, это обычные бытовые требы и иные вопросы Не выше средних по “тяжести” и не требующих обращения к Божествам и Богам пантеона. Я вам дам этот ритуал в полноценном формате.Но читателя прошу учесть следующее. Предки есть у всех без исключения. И почти у всех они спят. Я знаю, как это выглядит, как и где они спят, видел.Я знаю и общался с теми, кто не спит и находится, или иногда приходит и не спит. Так вот, начиная призвать этим ритуалом Предков на угощение, вы можете их разбудить. Результат непредсказуем. Сржэмить можно лишь к тем Предкам, что не спят, и вы точно знаете их ПОЗЫВНЫЕ. Без позывных никуда, даже в таком простом ритуале. Теперь смотрим еще раз предупреждение. НЕ БРЫЗГАЙТЕ НИ ВОДКОЙ НИ ВИНОМ.А если будете брызгать красным вином, то можете разбудить Предков из Серединного Мира. Знайте, что подход Предков Серединного мира “держать” тяжелее всех остальных. Даже практикующий шаман прочно стоящий на ногах, имеющий многолетний опыт ношения шаманской болезни сильно страдает от подходов из Серединного Мира своих кровных Предков. А тому, кто не имеет опыта такой болезни, совсем небо с овчинку покажется. Реально башка отпадает.Душа влет оторвется. Готовы? Если готовы к дальнейшему чтению, то я официально снимаю с себя ответственность за последствия, которые могут вас постигнуть с тех пор, как вы начнете проводить Сэржэм… Итак. В магазине покупается чашка, кружка стандартной формы, с ручкой или без(да хоть стакан), из которой никто и никогда не будет пить из домочадцев(мух в том числе).Хранится отдельно от другой посуды. Утром или в течении дня, в светлое время суток вы берете молоко, не ниже 3.2-3.5%, наливаете до краев, либо чай свежий, заваренный.Чай и молоко те, которые вы сами употребляете в пищу, во всяком случае не хуже. Но суррогаты-моветон. Разные диетчики и прочие продвинутые, учтите, если чай зеленый-то кирпичный, если черный-то качественный. Налили в чашку. Берете благовония и возжигаете. Подойдет Чабрец(травой), и палочки содержащие сандал, можжевельник, кору пихты как в комплексе, так и отдельно. Никаких вонючих приторных мыльно-индийских ароматизированных свечек и прочей лабуды. Окуриваете по часовой стрелки 9 оборотов посудину, затем себя, тоже 9 и по часовой. Голова открыта. Надеваете головной убор и выходите на улицу. Брызгают в направлении Юго-Запад, строго по компасу(заранее узнать) либо в направлении Родового катона(родины Предков, или своего рождения) Важно не пролить ни капли. Стоите.В правой руке чашка, левая держит дно чашки. Говорите вслух, или про себя:” Я, Иванов Иван, сын Николая, рожденный в 1980 году, живу в Архангельске, обращаюсь к Духам своих Предков.Услышьте меня, мои великие, могучие(далее как можно более пышные величания на ваше усмотрение)!” Далее произносите их Позывные. Далее слова:”Услышьте меня, и примите это СКРОМНОЕ(!!!) подношение, эту белую пищу, молоко(чай).” Далее вы можете произнести слова благодарности, за что и как посчитаете нужным, либо попросить о чем-то. Если будете просить, вначале слова:”Прошу вас, простите меня за ошибки, которые я допускаю..” и дале по тексту, на усмотрение, и потом просьба. В первых Сэржэмах просить что либо-моветон. Затем брызгаете, выплескивая содержимое в указанном направлении вперед и вверх. Чашку в сторону убираете, снимаете головной убор, прикладываете по три пальца двух рук щепотью, как если вы креститесь тремя пальцами, но только ко лбу в области третьего глаза.Две щепоти.6 пальцев. Три раза кланяетесь низко говоря при том:”Благодарю вас”, четвертый раз кланяетесь, говорите:”Преклоняюсь”. Надеваете головной убор и уходите. Жидкость может улететь каплями, может как пыль, а может в воздухе сделаться красивыми пузырями и медленно опадать наземь. Вас может обрызгать с головы до ног в безветренную погоду, а может ни капли не упасть, даже если брызгаете против ветра. Наблюдайте, смотрите как “ложится” молоко.Наблюдайте, фиксируйте полученные знаки.Будьте внимательны к “внезапным” событиям, начавшимся после этих ритуалов. Удачи!

Подарки в Тэнгрианстве отправляются через огонь, ритуальный костер. Они могут быть любые, но не содержать металлических деталей, они не сгорают. В этой традиции, как угощение, так и подарки подаются на синем хадаке.Он тоже отправляется в костер. В качестве подарка может оказаться что угодно.Кисет с табаком, трубка курительная, бусики и платки, деревянная посуда и т.д. То что попросят Предки. Как на Родовых обрядах, так и на Посвящениях.Но чаще пожалуй, на Родовых. По умолчанию отправляется платье, либо рубаха из синей ткани.Обычно это тибетская ткань, шелк. Либо просто отрез, 2-2.5 метра. Там варианты. Иногда условие такое.Предок требует потомка сшить платье или рубаху своими руками. Так было у меня. Платье шил сам, рубаху на следующий раз и платье разрешили заказать в ателье. Если по умолчанию-то можно купить. Вот только один вопрос, где вы купите рубаху, скажем косоворотку с поясом, из синего шелка, или платье в пол, на глухом вороте, с манжетами, на поясе из синего шелка? В музЭуме? Сумлеваюсь. Надо заказывать. После первых отправлений можно посылать просто отрез ткани. Больше ничего такого по подаркам пожалуй и не вспомню.

Уточню по костру. Перед любым обрядовым отправлением, костер, как Огонь, в процессе обряда оживляется.Призывается Хозяин Огня, его угощают и просят помощи для передачи подношений, из его рук, потому что никто не в силах забрать у него угощение на всех планах. Как бы, каким боком(буквально) не упало подношение в огонь, его поправлять не следует. Как сгорит, так и сгорит. Есть еще момент.Там после больших обрядов, когда сжигаются обрядовые березы, то они не все помещаются в костер. Назначается особый человек, который проводит “дожиг” всего, что не попало на кострище. Ему ставят особую защиту на это время.

Устраивает дома это блюдо, и потом идет к шаману с поклоном “побрызгать” и отправить это угощение Предкам. Пусть скудное. Хоть несколько пряников и конфет, хоть кусок хлеба оторванный от себя, хоть стакан молока..Я вас уверяю, никогда, не один шаман, ни один шаманист-верующий не осудит этого человека.А шаман сделает все, что бы угощение дошло в адрес. Потому что у человека было твердое, необоримое намерение почтить своих Предков. Это намерение свято в плане Веры. И никто тут не Судья, не один из людей, ибо всяк может оказаться на ее месте. Ее подношение может оказаться дороже многих других..

Вот это отлично. У нас же все наоборот…к сожалению в традиции, хоть и есть правило отдать лучшее или хорошее, то человек старается купить самое дешевое, придет за помощью, а на самом деле думает “и так сойдет”.  Да и практики многие не понимают, и не желают принимать то, что человек действительно дал от души…(Это мои комментарии)

Дело шамана – не рассуждать или осуждать угощение, а отправлять в адрес. Да и видит он, кто и что может поднести своим Предкам и какими средствами(деньгами) обладает для этого. А на счет продуктов “и так сойдет”, это сэртэ(позорное табу).

За обряд, вам отдельная благодарность!

” Если вы про Сэржэм, как “брызгать”, то это реальный, рабочий инструмент. И в копилке пригодится. Сотни раз пользовался этим ритуалом и пользуюсь. Примерно тот же самый алгоритм используется для угощения Хозяев и Духов местности. Это делается как отдельно, специально с выездом на местность, либо тоже на местности, но для того, что бы на ней после этого Сэржэма, произвести какие либо деяния, как обрядовые, так и бытовые(например срубить дерево, наломать веников березовых и т.д.). При бытовых нуждах достаточно побрызгать молоком, или чаем, или зерном(рис, пшеница) и оставить маленькое угощение. А при обрядовых нуждах там сложнее.  Брызгаем дома, просим сопроводить на обряд на Местности. Прибываем.Разжигаем костер, оживляем Огонь, призываем Хозяина Огня, просим Предков передать из своих рук подношение ХО, и попросить его(предки просят, или напрямую сам) передать из своих рук угощение ХМ, с предварительным обращением к ним. Это либо просто для знакомства и будущего содружества, либо после их угощения и получения(условно) разрешения для проведения какого-либо обряда на их территории. После проведения обрядовых действий всех благодарим, прощаемся и обязательно закрываем обряд. В костре ковыряться нельзя, заливать водой тем более.

Еще добавлю про угощение Хозяев и Духов местности. Многие шаманы считают( и не без оснований считают), что увлекаться такого рода подношениями на местности не нужно.Особенно новичкам, которые не знают кому именно они отправляют угощение, даже по Белому, без водки. А то потом начнут напрягать и требовать угощение, чем чаще тем лучше, ничего не давая взамен, а в такого рода отношениях нужен как минимум паритет или что бы шаман управлял “служебными Духами” а не они шаманом. С Хозяином местности, который может иметь разный, но всегда высокий статус, нужно соблюдать ровные отношения, при взаимной выгоде сторон. И знать его имя, позывные.

Однажды “подсела” я на кладбищенские практики. Ну и стала варить кисель и печь блины собственноручно для задабривания и благодарности.

Привозила много, везде расставляла. Разным по иерархии.

И что вы думаете? Подсели они то, на угощение)

В очередной раз приходу по “работе”, а они мне: -“угощение то где? блинчики то где?”

Очень долго блинчиков домашних требовали)))

С угощениями отправляемыми без Огня иногда возникают интересные моменты. Однажды мне было нужно срубить небольшую березку в лесочке. Приехал, выбрал место, представился, завел диалог с Хозяином леса, разложил угощение, побрызгал. Угощение было размещено на камне. И тут один фрагмент угощения зашевелился и медленно сполз в муравейник.Приняли угощение. Нужное мне деревце быстро нашлось. Другой раз тоже на местности подношение без Огня делал.Задал вопрос:”Угодно ли вам мое подношение?Если угодно дайте знак.” И продолжил угощать. Один калачик очень красиво вращаясь, влекомый порывом ветра упал прямо в мою сумку, в которой я собственно и нес угощение. Приняли.И даже угостили меня. А один раз принципиально не принимали.Дело в том, что в сумерках(утро и вечер), это небольшой промежуток, минут 15-20, нужно быть осторожным находясь вне дома. А мы поехали еще засветло в степь с собаками, на моцион. Остановились, собаки убежали.Одна вернулась, вторая нет. Сигналы машиной, крики, зовы, бесполезно.Уже сумерки были.Потом резко началась гроза, жуткая надо сказать. Ели выскреблись на нашем полноприводном автомобиле. Светает рано, гроза давно миновала, мы поехали на 2 машинах искать собаку. Я на том месте побрызгал, оставил угощение. Периодически, в течении 3 суток смотрел на угощение. Ни одна мышка, ни одна птичка ничего не взяли. Лежит мертвым грузом, при всем при том, что летняя степь густо населена. Потом при очередном осмотре увидел, что все исчезло. В этот же день собака нашлась в соседней деревне. На местности, чаще в степи живут служебные Духи низшего звена.Их называют Альбин, или Улан Альбин. Это Духи-женщины. Именно в сумерки, дважды в сутки, они бегают по своим тропам, с разными поручениями от статусных локальных Духов. Их тропы иногда совпадают с человеческими дорогами. Вернее наши проезжие дороги могут совпадать, или пересекать тропы Альбинов.Поэтому никогда не следует ночевать на дороге, на обочине, лучше немного отойти, или отъехать. И попросить разрешения на ночлег. Начиная с сумерек и в темноте не следует вводить дисгармонию в окружающее пространство.Понятно, костер развел, чай пищу приготовил, спокойные разговоры Без выкриков и нервозностей, салютов и стрельбы, пьянок и дебоша. Иногда соблюдение этих правил может спасти жизнь. Сталкивался, знаю. Так вот еще о тропах. Не следует ставить на этих тропах жилье. Строить дома.Скажем на окраине населенного пункта, не будучи уверенным, есть или нет здесь такая тропа. Они будут сновать с сквозь дом и усадьбу, это им не помеха.Но они несут свою энергетику и свои завихрения.

Интересно, мы то ладно, а вот как обычный человек узнает, что там где он наметил домик построить, проходит такая тропа….

Ой, у меня тоже была такая история, уж простите в вашей теме расскажу, но она по тематика прям сюда идет. Несколько лет назад, работала я со своим Родом. Ушло на это больше 3 лет, и больше 200 ритуалов. Чистки, открытие дорог, заложение определенных вещей в Род и так далее. Так в Роду нашем, никто никто особо не общался на тот момент, да и друг друга практически не знали, те кто жив, а уж у мертвых вообще молчу. Так вот, перед чистками и обрядами, надо было составить Родовое дерево, хотя поколений 5-7, чтобы поработать. Стала составлять. А как? Никто никого не знает, не с кем не общается, и спросить не у кого. Подсказали мне духи хитрость одну, как почистить Род, если не знаешь никого. Стала рисовать дерево Рода. То да се, звонок из деревни, говорят: “-Знаете, мы тут нашли несколько могил, так вот они принадлежат вашей семье!”

Если опустить все подробности, долго рассказывать, то суть вот в чем. Мои родственники раньше и род, жил раньше в одном селе, потом это село стерли с лица земли, и от него ничего не осталось. Ни изб, ни каких-то сооружений, от слова совсем! Даже кладбища от этого села не осталось. Послевоенные годы было  это. Оставшиеся родственники переехали, в другую местность, где и живут до сих пор. Туда никогда не ездили, ибо там все разрушено. И ничего нет. Пустырь, степь и немного растительности временами. Так вот, а тут нашли там 3 могилы.

Едем туда, приезжаем к родственникам домой, переночевали, отдохнули дорога 400 км.

Набрали угощений, и поехали. В обед дело было. Июль месяц. Калмыкия)) Жара несусветная) А в Калмыкии дожди редко бывают, в основном пыль, жара, и сухой степной ветер, все лето.

Приезжаем туда. А там как в фильмах ужасов, степь. И просто посередине, 3 могилы. Откуда взялись? Да как из земли выросли….так как их никто не видел, за все эти года.

Все три могилы наших родственниц. 3 женщины. Могилы практически в идеальном состоянии.

Подошли, постояли, разложили угощение. Минут 20 прошло, а потом началось нечто…Небо моментально черными тучами заволокло, молния, гроза, гром, вот реально как в ужасах. Ливень стеной стал! Дальше носа не видно. Стеной стоит и все. Мы в машину, завели. А выехать не можем. Грязь, каша из земли. Машина просто “закопалась” в грязь. Вызвали уазик, чтобы вытащил, и он сел. Вызвали трактор, вытащил. Тащил через всю степь, до самого дома. Примерно мин 30. Приехали домой – солнце, небо чистое. Как и ничего не бывало….Все на нас смотрят, и не понимают…ПФфф, я и сама обалдела))

Вот такая была история с предками)

Шаманизм гораздо ближе к вам, чем вам кажется. У вас есть Дарханы в Предках.

Понравилась статья?

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.