Христианские святые в белорусских народных заговорах. Святой Илья-пророк

Рубрики

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магический календарь Магия Обзор колод Оракул Правила ритуальной магии Расклады Таро Родовые бесы Руническая магия Руны Светлана Старые вещи Теория магии Черная магия анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад как думаете колдовство в церкви конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

Илья — в ветхозаветных преданиях пророк; в народной традиции восточных славян — повелитель грома и дождя, персонаж, от которого зависит плодородие и урожай. День памяти Ильи-пророка — 20 июля (по ст. ст.). “Ілля, Галяш – свята дажджоў і навальніц; апякун земляробства і абаронца ад “нячыстай сілы”, які ўвабраў рысы язычніцкага бога Пяруна. Існуе шмат прымавак. Заканчывалі касавіцу, хадзілі талакою касіць удовам. Справлялі зажынкі – свята пачатку жніва. После принятия христианства образ Ильи наслоился на образ Перуна-Громовержца. С изменениями, но узнаваемыми, подвиги Перуна-Громовержца остались в народной традиции. Его связь с дождем отразилась в пословицах: «Прыйдзе Ілля – наробіці гнілля», “Да Іллі ксенз просіць дажджу, а па Іллі і баба фартухом нагоціць”, “До Ильина дня в сене пуд меду, после – пуд навозу”.

 

Илья-пророк не самый популярный персонаж в белорусских заговорах, он даже уступает такому ветхозаветному персонажу, как царь Давид. В белорусских народных заговорах в роли громовержца чаще выступает Михаил-архангел: Як страляець з неба Міхаіл-архангал громам і маланьней, і вострай стралой, і як ніхто ня можэць ўняць ні грома, ні маланні, ні вострыя стралы, так ніхто ня можэць уняць і мяне…, но и Илья занимает важное место – рядом с Иисусом: У васточнай старане стаіць божая цэркаў. У етай цэркві залатой прэстол, на залатом прэстоле сам Ісус Хрыстос, прысвятая гаспажа, Бож’я маць Багародзіца, скорая памошніца, Міхайла-архангел, Кацярына-мучаніца, Ілля-прарок, Дзмітрый, прыйдзіце ўсе, прыйдзіце, памажыце, пасабіце рабе божай…. Возможно, на невысокую популярность Ильи в народе повлиял сам первообраз – Перун, который в «Повести временных лет», скорее, бог князя и дружины, чем простого народа. Известны персональные иконы пророка Ильи. Например, икона первой половины XVII века, вы везенная из Ильинской церкви города Кричева Могилевской области. Илья изображен почти поколенно, в правой руке он держит меч, в левой – белый свиток.

 

Ветхозаветные мотивы, связывающие Илью с небесным огнем и животворными дождями (И сказал Илия [пророк:…в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.. ) повлияли на его представление в народе как подателя дождя, а вознесение Ильи на небо в огненной колеснице (Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо ) тесно связывают его с громом и молнией. Илья не только персонаж Ветхого Завета, он часто упоминается и в Новом Завете, где он беседует с Иисусом в день преображения, Иоанн Креститель сравнивается с Ильей. Поэтому логично его появления на иконах «Преображение Господне». Одна из самых известных белорусских икон, где появляется Илья – это «Преображение» кисти малоритского мастера, написанная в 1648 году, где Илья изображен сбоку от Христа. В заговоре от испуга Илья сопровождает Иисуса: Дарогай ішоў Сус Хрыстос, Пётра-Паўла, святы Лля, сустракаюць Прачыстую маці. В послания Иакова Илья приведен как пример могущества молитвы: Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. Эта цитата показывая всемогущество молитвы, подчеркивает силу слова, т.е. относится и к народным заговорам.

 

“Ильинские” церкви были местом совершения крестных ходов, особенно в засуху. Илья распоряжался громом и молниями (ср. “Илья грозы держит”), поэтому, услышав гром, крестьяне говорили: “Илья великий гудит”, “Илья-пророк, по небу на колеснице ездит”; день памяти Ильи-пророка назывался “громовым” праздником и т.п. Связь Ильи с небесным огнем делало его властелином огня, способным укротить пожар: Сам Іісус Хрыстос окала этага агня ходзіць і абчырчываець, і агонь ўнімаець, ні пол, ні іскр не распускаець Святы Ілля прарок надзеляіцчы па сіняму мору ходзіць і святою сваёю праваю рукою ваду разгарнываець, ваду чэрпываець, на агонь узліваець і агонь пагашаець. Амінь.

 

Владение небесными стихиями, и прежде всего — громом, тесно связано с другой не менее существенной для мифологического облика Ильи-пророка функцией — змееборческой. Огненные стрелы Ильи, согласно поверьям, направлены, прежде всего, против гадов и нечистой силы. В этом смысле характерен заговор от змей:… а то святы Петра-Павел залатым капьем прабець, Ілія – слаўны прароча огненной стралой прабьець, святы архангел Міхаіл огненнаю мечью голаву ататнець і агнем сажжець, святым духам попел разадмець!. Отметим, что и в этом заговоре Петр и Павел слились в одного персонажа, и, несмотря на присутствие таких сил, как Илья-пророк и Петро-Павел, в заговоре от змей обязателен Михаил-архангел с обязательным огненным оружием.

 

В народных преданиях и верованиях Илья-пророк дублирует некоторые мифологические и обрядовые функции св. Георгия (ср. мотивы змееборчества, освобождения водного источника, связь с конем и др.).

 

Цар змяіны Ір І царыца Ірыца! Лютых сваіх змей унімай… Не будзеш унімаць, Напусціць на цябе Сам Гасподзь Бог, Сам Ілля-прарок Тучу цёмну, пелену огненну….

 

В заговоре “Ад начных” Илья и Петр, кажется, пытаются обмануть Иисуса Христа:

 

…Ішоў Госпад залатым мостам з залатым посалахам. Сустрае святога Пятра, святога Ллю:

 

— Куды, святы Пятро, святы Ілля?

 

— Іду ў чыстае поле, дзе сталы засціланы, кубачкі наліваны, неба з зямлёй здымаецца, начныя згадваюцца.

 

— Няпраўда, неба з зямлёй не здымаецца, начныя не згадваюцца ні сходам, ні ў перакрою, ніякага парою. Амінь.

 

Таким образом, можно заключить тесную связь образа Ильи-пророка с его традиционным христианским образом и в то же время близость его языческому богу Перуну. Поэтому неудивительно, что одна из основных его функций — это Громовержец, что нашло свое отражение в белорусских народных заговорах.

 

Безусловно, заговоры не являются всеобщим достоянием современной или традиционной культуры, в том смысле, что ими пользовался или пользуется сейчас весь народ, все и каждый. Более необходимые для сельского жителя, для крестьянина – того, чья связь с землей не прерывалась, в отличие от горожан, заговоры не создавались и не использовались всеми. И, все-таки, даже, если 1% населения находил возможным, идти не в церковь к батюшке или иконе, а к знахарю или бабке-шептухе, то можно говорить, что победа христианства не была всеобщей и абсолютной. Есть все основания считать, что процент тех, кто обращался к знахарям или хранил заветные слова от бабушек и при необходимости прибегал к заговорам, намного больше. Во всяком случае, не приходится сомневаться, что для сельского жителя заговоры зачастую оставались единственным способом защитить себя, свою семью и богатство от природной стихии, болезней и даже судебной власти. Если даже в современном мире заговоры сохранились и переживают свое «второе» рождение, то сто лет назад и, тем более, раньше – заговоры были необходимым и не заменимым никакими молитвами явлением.

 

Если проникновение христианства (в виде многочисленных христианских персонажей) в заговоры и вызванные этим изменения очевидны, то обратное действие не так явно. Но, являясь по своей сути «обломками» языческого мировоззрения, заговоры приняли в себя христианство, подстроив его под нужды простого человека. Христианские персонажи стали ближе и проще, сложные богословские споры прошли мимо сознания новых христиан. То, что является в мире христианина величайшей ересью — в мире белорусского крестьянина более чем уместно. Но, если слова заговора, где довольно часто даже основы христианства, такие как Троица (в народном представлении Бог-Отец, Бог-Мать и Бог-Сын), непорочное зачатие Иисуса, пожизненная непорочность Девы Марии, легко и просто подвергаются искажению, не вызывали ни у того, кто их произносил, ни у того, кто их слышал, отторжения, значит, христианство не стало кровью и плотью каждого человека. Заговоры – это то пространство, где христианство не одержало полную победу. Сохранив все свои основные образы (остров Буян, Латырь-камень, заря-зарянница и т.п.), включив новые формулы («Во имя Отца, и Сына и Святого Духа» и др.) и новых персонажей, заговоры не изменили своему основному отличию от молитвы: заговор – это слова повелевающего природой или болезнью при помощи могущественных покровителей, которые обязаны выполнить волю того, кто знает «волшебные слова».

 

Проникновение христианских персонажей в заговоры – это не достоинство этих персонажей (иначе бы их не пришлось так «усовершенствовать», изменять, подстраивать под свой мир), а достоинство заговоров и языческого мировоззрения, которое могло принять в себя новую религию. Созданные в глубокой давности образы (Божья Мать, Змееборец, Громовержец, Скотий Бог и др.) легко приняли новые имена, сохранив свою суть. Божья Матерь стала главной опекуншей беременных, матерей и детей. Она не только, как простая крестьянка, умывается в корыте, как простая доярка, доит корову, как простая швея, вышивает одежды, она собирает лечебные травы, зашивает раны и лечит людей колдовством. Иисус является главным персонажем заговоров, связанных с кровотечением, что вполне выводимо из его евангельского образа. Но Он подобно простому крестьянину, ходит в лаптях, пьет с апостолами вино, и у него есть три сына. Святой Микола так близок народу, что его называют Отцом, он Божий помощник, чудотворец, и в то же время – конюх. Юрий стал главным Змееборцем и Ключником, отмыкающим весной землю, и в то же время – пастухом. Архангел Михаил – Судья и Громовержец, в чьем облике проглядывает Перун. И в то же время учение о Троице – основной догмат христианства – не был понят и принят народом. Его богословская сложность не имела никакой практической пользы для простого человека. Так же не был принят третий персонаж Троицы – Святой Дух – он остался формальным, не получил своего человеческого воплощения и чаще фигурирует только в формуле: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Так же не получили большой популярности такие авторитетные для Церкви святые, как апостолы Петр и Павел. В редких заговорах, где упоминаются эти святые, они могут сливаться в одного персонажа Петро-Павла.

 

Изучение белорусских заговоров показывает, что знание христианских догматов в народе было усвоено поверхностно, и легко подвергались правке даже самые главные пункты – самые основы христианства. При таком положении, можно смело говорить о «двоеверии», и даже рискнуть сделать вывод, что во многом христианство оставалось часто внешним – не стало «душой» народа. Двоеверие – это некое среднеарифметическое, где с одной стороны — высоты христианского духа, достигнутые редкими новыми святыми (Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и прочие), с другой – прежнее язычество.

 

Исходя из исследованного материала, можно сделать вывод, что и в наше время, когда произошел резкий переход общества от атеизма к христианству, можно ожидать появления большого числа «внешних» христиан. Формально соблюдая церковные обряды, новые христиане сохранят в сознании атеистическое мировоззрение, изменяя своим взглядам в поисках выгоды. Поверхностное изучение религии может привести к скорому отходу от церкви неофитов, не получивших ожидаемой выгоды, или в крайних проявлениях фанатичности – всякого рода фундаментальных течениях, подстраивающих религию под свои прагматичные цели (что, к сожалению, уже наблюдается во многих частях бывшего СССР).

 

Книга Христианские персонажи в белорусских народных заговорах

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.