Христианские святые в белорусских народных заговорах. Святой Георгий Победоносец

Рубрики

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магический календарь Магия Обзор колод Оракул Правила ритуальной магии Расклады Таро Родовые бесы Руническая магия Руны Светлана Старые вещи Теория магии Черная магия анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад как думаете колдовство в церкви конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

Святой Георгий, Георгий Победоносец, (в белорусском фольклоре Юры, Егор, Юрый-Ягорый, Юры-Рыгор, Юрый-Грыгорый, а иногда еще более сложно: «Ехаў Юры, вялікі Ягоры на буланом кане», «прашу я тваё вялікія міласьці, святы Юры, вялікі Ягор’я» ) – один из почитаемых, любимейших святых Беларуси и Руси. Святой Георгий принадлежит к святым мученикам. Житие рассказывает, что он был из знатного рода, уроженцем Каппадокии в Малой Азии, входившей в то время в состав Римской империи. (Впрочем, народные заговоры с присущей им «народной географией» легко помещают Юрия в другом месте: Юра-Ягора, выйдзі на Сіянскую гару, затрубі ў залатую трубу или Святы храбры Ягорай, бяры сваю залатую трубу, брытай свайго серага каня, кладзі сваё залатое сядло, выяжжай на Высіяньскую гару ). При Диоклетиане, когда с вспыхнули гонения, император заключает Георгия в темницу, где его подвергают чудовищным пыткам, и отрубают голову.

 

Но наибольшее значение для прославления чудесной силы Георгия, наибольшую известность получил рассказ, существовавший и в Византии, и в Древней Руси в виде отдельного произведения, по-древнерусски называющегося «Чудо Георгия о змие» (мотив борьбы со змеями и драконами встречается во многих культурах, был в русском фольклоре и свой змееборец Добрыня – былина «Добрыня и змей»). «Чудо Георгия о змие» один из самых популярных сюжетов в иконописи. В Художественном музее хранится икона 1736 года, где на фоне голубого неба и облаков, изображен скачущий на сером коне Георгий в рыцарских доспехах. В руке Георгий держит копье, которое является постоянным его атрибутом.

 

Битва Георгия со змеем нашла свое отражение в заговорах, где его просят спасти от змей: Ехаў святы Юры-Рыгоры із-пад гары сіняй, вёз трыста дзевяць жалезных ключоў, замукаў змеям бягучым, паўзучым, лятучым губы і зубы. Не сам я замукаю, а замукае святы Юры-Рыгоры. В заговоре «Ад гадзюкі, вужакі і сліўня» Юрий выступает как истребитель змей:…буду прасіць святое Юр’я і Ягор’я. Прыедзець святы Юры і Ягоры на белым кані, возьмець тры пруты медных, тры пруты зялезных і пагоніць вас на зялезны ток, і будзець біць, прабіваць.

 

В христианской традиции Георгий получил второе имя – Победоносец, что было по-своему переиначено в народе, и в заговоре от нечистой силы он назван «Святы Ягоры-беданосец» (не в смысле «приносящий беду», а претерпевший много бед – мученик). Святого Георгия не просто почитали в Древней Руси, это почитание стало неотъемлемой частью древнерусской культуры. В заговорах его имя часто стоит сразу после Бога: Памолімся мы Госпаду Богу і святому Юрыю… или «Прашу Госпада Бога і Юр’я святога… Госпадзі Божа, спасі, святы Юры, засячы». Святого Георгия, великомученика и Победоносца, изображали и в деисусе – делали участником моления перед Иисусом Христом за человеческий род. Юрий один из редких святых, которые в заговорах непосредственно общаются с Иисусом: Пытаецца Юры-Ягоры ў Госпада Бога Суса Хрыста: Што ета ідзе, босыя, праставалосыя, голя-на-голя? Атвяшчая Гасподзь Бог Сус Хрыстос… или «Ехаў сам Ісус Хрыстос на сівым кані з Юрыем-Ягорыем, везлі залатыя замкі, срэбраныя ключы замыкаць ваўкам раты». Кажется, что иногда Иисус и Юрий сливались в народном сознании, и тогда он выступал третьим персонажем народной Троицы: «Госпаду Богу памалюся і матары Божай прыкланюся, і святому Юр’ю-Ягор’ю. Святы Юрай-Ягорай, прашу цябе, міласэрны…», или «Упрашаю Госпада Бога і матку Святую, і Юр’я-Явор’я, скорага дапамошніка».

 

В народном календаре было два Юрьевых дня. Они были одними из важнейших праздников для крестьян. Зимний Юрий отмечался 9 декабря по новому стилю, а весенний 6 мая. Поэтому в народе ходила такая поговорка: на Руси два Егория: холодный да голодный. Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков, но большее значение придавалось Юрию весеннему – этот день считался началом весны: “Юрий на порог весну приволок”, “Егорий землю отмыкает”, “Пришел Егорий и весне не уйти”, “Егорий весну начинает, Илья лето кончает”. В Юрьев день до закрепощения крестьян, крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. “Другое па велічыні веснавое свята – Юр’я… у абраднасці, што суправаджае Юр’я, амаль нічога няма ад прыўнесенага хрысціянствам. У ей выразна праглядае язычніцкая, земляробча-жывелагадоўчая па змесце міфатворчасць… Юр’я лічілася адным з самых вялікіх, самых папулярных у народзе гадавых свят”.

 

Юрий занял место очень важного персонажа, связанного с возникновением мира. Об этом говорит использование яйца – символа Вселенной в ритуалах Юрьева дня (“перад тым як выгнаць з хлява, у варотах клалі яйка”). О высочайшей роли Юрия говорит народная песня: Святы Юрый зямлю адмыкае, Зямлю адмыкае – расу выпускае. Расу выпускае, статак выганяе… и заговор-молитва, читаемая два раза в год в эти праздники: «Першым разам, добрым часам прашу Госпада Бога, Духа Святога. Святы Георгі-пабеданосец закрыў неба звяздамі, землю травой, дрэва ліствой, рыбу луской…». Можно предположить из того текста, что Юрий мог рассматриваться как бог-творец Вселенной – т.к. он закрыл небо звездами, землю травой и т.д.. Нечто подобное совершил Бог в Библии в первые дни творения, сотворив звезды, травы и деревья, животных и рыб.

 

Роса неоднократно упоминаетс в связи с именем Юрия (возможно, что это отражение какого-то древнего мифа о сотворении мира), роса в Юрьев день особенная: Іду я па Юр’евай расе, па зямчужнай траве, Юр’евай расою ўмываюся, малебнаю скацерсцю ўціраюся, і пайду ў царкву-сабор… Это свойство Юрьевой росы нашло свое отражение в приметах и поговорках: “Будь здоров, как Юрьева роса”, “Юрьева роса от сглазу, от семи недугов”. На Юрьев день было принято кататься по росе, считалось, что это придает человеку здоровье.

 

В народных заговорах Георгий один из немногих святой, наделенный в качестве оружия копьем, что соответствует его иконографическому облику: «Святы Іоргі будзець ехаць на сівом кані, на залатом сёдлі, з залатою кап’ёю…». Но это не помешало иметь ему и более «популярное» для заговоров оружие – меч: Прыедзе свяяты Юры на белым коніку з вострай капьей, з востран мечай, з колкай шупшынаю, стрыкучай крапіваю…

 

Важной регалией Юрия являются ключи (золотые, серебряные или железные), которыми он весной открывает землю и небо и закрывает зиму. Поэтому в фолькроре Юрий иногда называется “Боскі (або Божы) Ключнік”. Но ключи он использует и для того, чтоб закрывать рты волкам. Так в заговоре “от волков”: “Святы Ягоры ўзышоў на Сіяньскую гару і ўзяў залатыя ключы і сярэбраныя замыкаць звярам ірты…» или “святое Юр’е, выхадзі са сваімі замкамі, залатымі ключамі.» или «Ехаў Ягор на сівым кане, спор увідаў, замыкнуў замкі медныя, ключы срэбныя». В этом народное представление серьезно отличается от христианской богословия, где ключи от рая принадлежат Св. Петру. Впрочем, и заговоры не исключают этого варианта и оставляют ключи и Петру, и Юрию, а точнее, его матери: “Ах, Юр’ева матка, Ўсю ночку не спала. У Пятра ключы брала, Зямліцу адмыкала, Расіцу выпускала. А вы, людзі-хрысціяне Раненька». Этот заговор очень похож на песню, где Юрий открывает весной землю и содержит обращение к христианам.

 

Юрьевы ключи необычные они хранятся за морем или на синем небе у Бога: “Святы Ягорай-пабеданосец, у цябе мячы, бяры ў Бога ключы, замыкай тры пуці ад звера бягучага, ад гада паўзучага, ад злога паганага чалавека, ад буйнога ветру! Их небесная природа потверждается формулами в заговорах: “ключы — неба, замок — зямля”. В заговоре “ад прыстраку” точно названо количество этих ключей, но в этом заговоре они железные: Ехаў святы Юры-Рыгоры із-пад гары сіняй, вёз трыста дзевяць жалезных ключоў.

 

Иногда Юрий оказывается на месте Божьего Сына:…Первы кубак для самога бога, А другі кубак – для жаны яго, Трэці кубак – для Юр’я святога…

 

В Юрьев день производился первый выгон скота на пастбище. Этот день считался особенным, поэтому в этот праздник читались заговоры, которые должны были предохранять домашний скот от хищников в течение всего года: “Ідзі, мая скаціна, бурая шарсціна, на Юр’еву расу, на Міколіну траву Міколінай травой наяданся, Юрьевай расой напівайся. Не бойся, мая скаціна, бурая шарсціна, ні ведзьмаў…». Еще одна функция Юрия – его покровительство над лошадьми. Эта функция Юрия хорошо показана в заговоре “Перад ад’ездам у дальнюю дарогу”: “Аж святы Юры каня запрагае”. Естественно, в этой роли он наделен даром понимать, разговаривать с лошадьми:…на тэй Усіяньскай гары ляжыць дарожка, па тэй дарожцы бяжыць конь і сустракаець святога Юр’ю.

 

— О Госпадзі, святы Юрыя! 3аберажы і засцеражы мяне ад чараніцы, ад патніцы і ад жыватніцы!

 

Правда, в этом заговоре Юрий посылает коня к Миколе, а тот в свою очередь к Михаилу. О народной Троице Юрий-Микола-Михаил сказано выше в главе о Св. Николае. Сам Юрий почти всегда предстает вооруженным всадником и часто борется со злыми силами: Ехаў Юрай на сваём кані, Дзяржаў залатую меч, Засякау наглым ведзьмам губы і рэч… Юрий защищает корову от ведьмы, выступая не только как опекун лошадей, но и как вообще покровитель стада и домашних животных: “Святы Юрай-Ягорай, спасі маю худобку ад гада паўзучага, воўка бягучага, змея ляггучага, злога чалавека. Накрый яе, Госпадзі, сваёй рызай святой, схарані, памілуй».

 

В связи с первым выгоном скота в поле, Юрьев день считался праздником пастухов. В этот день пастухов одаривали и кормили в поле мирской яичницей. Часто Юрий сам как пастух выгоняет и пасет скотину: «Як у нас Юр’я коні пасець,статак сціражэць, нячыстую сілу проч адганяіць…”, “Святы Юрай-Ягорай, сцаляй, спасай маю чорну карову да й дадому прыганяй, сваёй залатой рызай пакрывай.» При чем со святым часто особенно не церемонятся, заговор (что отличает заговор от молитвы) носит исключительно приказной характер: «Святы Юры-Ягоры, садзіся на варанога каня, аб’едзь кругом сяла, загані гэту скаціну, шарсціну, калі блізка – ка мне ў двор, а далёка – пастаў каменнай гарой… А ты, святы Юры-Ягоры, агарадзі гэту скаціну жалезнымі тынамі і крутой гарой, а табе, ваўку, грызці гэтую сталь, грызці не перагрызці і да ўсхода сонца не чапаць. Амінь».

 

«Святы Юрый лічыцца гаспадаром дзікіх звяроў, і яны маюць права з’есці тую жівелу, якую ен ім дазволіць». К нему часто обращаются в заговорах против волков: Хрыстос на сівым кані з Юрыем-Ягорыем, везлі залатыя замкі, срэбраныя ключы замыкаць ваўкам раты». Но кроме чисто охранительной функции Юрий, является и «повелителем» волков: Святы Юры-Ягоры, ня распускай сваіх псоў-хартоў или «Святы Ягоры ездзіў на сваем сівенькам і бяленькам кані… і сабіраў сваіх лютых псоў, дзікіх лясных ваўкоў…». Волки и псы названы «сваими» для Юрия, что больше не приписывается ни одному святому. Если с весеннего Егория скот выгоняется в поля, то с зимнего Егория начинают ходить за добычей волки.

 

Подводя итоги, можно утверждать, что образ Георгия во многом соответствует своему иконописному облику, главным образом, широко распространенном «Чудо о Змее», сделавшее Юрия главным Змееборцем. Близость его весеннего праздника к началу крестьянского года, поставило Юрия на высокое место в крестьянской иерархии, что не мешает воспринимать его как обычного пастуха или ключника.

 

Книга Христианские персонажи в белорусских народных заговорах

Понравилась статья?
Христианские святые в белорусских народных заговорах. Святой Георгий Победоносец Святой Георгий, Георгий Победоносец, (в белорусском фольклоре Юры, Егор, Юрый-Ягорый, Юры-Рыгор, Юрый-Грыгорый, а иногда еще более сложно: «Ехаў Юры, вялікі Ягоры на буланом кане», «прашу я тваё вялікія міласьці, святы...
5 1 5 2

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.