Святой Георгий, Георгий Победоносец, (в белорусском фольклоре Юры, Егор, Юрый-Ягорый, Юры-Рыгор, Юрый-Грыгорый, а иногда еще более сложно: «Ехаў Юры, вялікі Ягоры на буланом кане», «прашу я тваё вялікія міласьці, святы Юры, вялікі Ягор’я» ) — один из почитаемых, любимейших святых Беларуси и Руси. Святой Георгий принадлежит к святым мученикам. Житие рассказывает, что он был из знатного рода, уроженцем Каппадокии в Малой Азии, входившей в то время в состав Римской империи. (Впрочем, народные заговоры с присущей им «народной географией» легко помещают Юрия в другом месте: Юра-Ягора, выйдзі на Сіянскую гару, затрубі ў залатую трубу или Святы храбры Ягорай, бяры сваю залатую трубу, брытай свайго серага каня, кладзі сваё залатое сядло, выяжжай на Высіяньскую гару ). При Диоклетиане, когда с вспыхнули гонения, император заключает Георгия в темницу, где его подвергают чудовищным пыткам, и отрубают голову.
Но наибольшее значение для прославления чудесной силы Георгия, наибольшую известность получил рассказ, существовавший и в Византии, и в Древней Руси в виде отдельного произведения, по-древнерусски называющегося «Чудо Георгия о змие» (мотив борьбы со змеями и драконами встречается во многих культурах, был в русском фольклоре и свой змееборец Добрыня – былина «Добрыня и змей»). «Чудо Георгия о змие» один из самых популярных сюжетов в иконописи. В Художественном музее хранится икона 1736 года, где на фоне голубого неба и облаков, изображен скачущий на сером коне Георгий в рыцарских доспехах. В руке Георгий держит копье, которое является постоянным его атрибутом.
Битва Георгия со змеем нашла свое отражение в заговорах, где его просят спасти от змей: Ехаў святы Юры-Рыгоры із-пад гары сіняй, вёз трыста дзевяць жалезных ключоў, замукаў змеям бягучым, паўзучым, лятучым губы і зубы. Не сам я замукаю, а замукае святы Юры-Рыгоры. В заговоре «Ад гадзюкі, вужакі і сліўня» Юрий выступает как истребитель змей:…буду прасіць святое Юр’я і Ягор’я. Прыедзець святы Юры і Ягоры на белым кані, возьмець тры пруты медных, тры пруты зялезных і пагоніць вас на зялезны ток, і будзець біць, прабіваць.
В христианской традиции Георгий получил второе имя — Победоносец, что было по-своему переиначено в народе, и в заговоре от нечистой силы он назван «Святы Ягоры-беданосец» (не в смысле «приносящий беду», а претерпевший много бед — мученик). Святого Георгия не просто почитали в Древней Руси, это почитание стало неотъемлемой частью древнерусской культуры. В заговорах его имя часто стоит сразу после Бога: Памолімся мы Госпаду Богу і святому Юрыю… или «Прашу Госпада Бога і Юр’я святога… Госпадзі Божа, спасі, святы Юры, засячы». Святого Георгия, великомученика и Победоносца, изображали и в деисусе — делали участником моления перед Иисусом Христом за человеческий род. Юрий один из редких святых, которые в заговорах непосредственно общаются с Иисусом: Пытаецца Юры-Ягоры ў Госпада Бога Суса Хрыста: Што ета ідзе, босыя, праставалосыя, голя-на-голя? Атвяшчая Гасподзь Бог Сус Хрыстос… или «Ехаў сам Ісус Хрыстос на сівым кані з Юрыем-Ягорыем, везлі залатыя замкі, срэбраныя ключы замыкаць ваўкам раты». Кажется, что иногда Иисус и Юрий сливались в народном сознании, и тогда он выступал третьим персонажем народной Троицы: «Госпаду Богу памалюся і матары Божай прыкланюся, і святому Юр’ю-Ягор’ю. Святы Юрай-Ягорай, прашу цябе, міласэрны…», или «Упрашаю Госпада Бога і матку Святую, і Юр’я-Явор’я, скорага дапамошніка».
В народном календаре было два Юрьевых дня. Они были одними из важнейших праздников для крестьян. Зимний Юрий отмечался 9 декабря по новому стилю, а весенний 6 мая. Поэтому в народе ходила такая поговорка: на Руси два Егория: холодный да голодный. Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков, но большее значение придавалось Юрию весеннему – этот день считался началом весны: “Юрий на порог весну приволок”, “Егорий землю отмыкает”, “Пришел Егорий и весне не уйти”, “Егорий весну начинает, Илья лето кончает”. В Юрьев день до закрепощения крестьян, крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. “Другое па велічыні веснавое свята – Юр’я… у абраднасці, што суправаджае Юр’я, амаль нічога няма ад прыўнесенага хрысціянствам. У ей выразна праглядае язычніцкая, земляробча-жывелагадоўчая па змесце міфатворчасць… Юр’я лічілася адным з самых вялікіх, самых папулярных у народзе гадавых свят”.
Юрий занял место очень важного персонажа, связанного с возникновением мира. Об этом говорит использование яйца — символа Вселенной в ритуалах Юрьева дня (“перад тым як выгнаць з хлява, у варотах клалі яйка”). О высочайшей роли Юрия говорит народная песня: Святы Юрый зямлю адмыкае, Зямлю адмыкае – расу выпускае. Расу выпускае, статак выганяе… и заговор-молитва, читаемая два раза в год в эти праздники: «Першым разам, добрым часам прашу Госпада Бога, Духа Святога. Святы Георгі-пабеданосец закрыў неба звяздамі, землю травой, дрэва ліствой, рыбу луской…». Можно предположить из того текста, что Юрий мог рассматриваться как бог-творец Вселенной – т.к. он закрыл небо звездами, землю травой и т.д.. Нечто подобное совершил Бог в Библии в первые дни творения, сотворив звезды, травы и деревья, животных и рыб.
Роса неоднократно упоминаетс в связи с именем Юрия (возможно, что это отражение какого-то древнего мифа о сотворении мира), роса в Юрьев день особенная: Іду я па Юр’евай расе, па зямчужнай траве, Юр’евай расою ўмываюся, малебнаю скацерсцю ўціраюся, і пайду ў царкву-сабор… Это свойство Юрьевой росы нашло свое отражение в приметах и поговорках: “Будь здоров, как Юрьева роса”, “Юрьева роса от сглазу, от семи недугов”. На Юрьев день было принято кататься по росе, считалось, что это придает человеку здоровье.
В народных заговорах Георгий один из немногих святой, наделенный в качестве оружия копьем, что соответствует его иконографическому облику: «Святы Іоргі будзець ехаць на сівом кані, на залатом сёдлі, з залатою кап’ёю…». Но это не помешало иметь ему и более «популярное» для заговоров оружие – меч: Прыедзе свяяты Юры на белым коніку з вострай капьей, з востран мечай, з колкай шупшынаю, стрыкучай крапіваю…
Важной регалией Юрия являются ключи (золотые, серебряные или железные), которыми он весной открывает землю и небо и закрывает зиму. Поэтому в фолькроре Юрий иногда называется “Боскі (або Божы) Ключнік”. Но ключи он использует и для того, чтоб закрывать рты волкам. Так в заговоре “от волков”: “Святы Ягоры ўзышоў на Сіяньскую гару і ўзяў залатыя ключы і сярэбраныя замыкаць звярам ірты…» или “святое Юр’е, выхадзі са сваімі замкамі, залатымі ключамі.» или «Ехаў Ягор на сівым кане, спор увідаў, замыкнуў замкі медныя, ключы срэбныя». В этом народное представление серьезно отличается от христианской богословия, где ключи от рая принадлежат Св. Петру. Впрочем, и заговоры не исключают этого варианта и оставляют ключи и Петру, и Юрию, а точнее, его матери: “Ах, Юр’ева матка, Ўсю ночку не спала. У Пятра ключы брала, Зямліцу адмыкала, Расіцу выпускала. А вы, людзі-хрысціяне Раненька». Этот заговор очень похож на песню, где Юрий открывает весной землю и содержит обращение к христианам.
Юрьевы ключи необычные они хранятся за морем или на синем небе у Бога: “Святы Ягорай-пабеданосец, у цябе мячы, бяры ў Бога ключы, замыкай тры пуці ад звера бягучага, ад гада паўзучага, ад злога паганага чалавека, ад буйнога ветру! Их небесная природа потверждается формулами в заговорах: “ключы — неба, замок — зямля”. В заговоре “ад прыстраку” точно названо количество этих ключей, но в этом заговоре они железные: Ехаў святы Юры-Рыгоры із-пад гары сіняй, вёз трыста дзевяць жалезных ключоў.
Иногда Юрий оказывается на месте Божьего Сына:…Первы кубак для самога бога, А другі кубак — для жаны яго, Трэці кубак — для Юр’я святога…
В Юрьев день производился первый выгон скота на пастбище. Этот день считался особенным, поэтому в этот праздник читались заговоры, которые должны были предохранять домашний скот от хищников в течение всего года: “Ідзі, мая скаціна, бурая шарсціна, на Юр’еву расу, на Міколіну траву Міколінай травой наяданся, Юрьевай расой напівайся. Не бойся, мая скаціна, бурая шарсціна, ні ведзьмаў…». Еще одна функция Юрия – его покровительство над лошадьми. Эта функция Юрия хорошо показана в заговоре “Перад ад’ездам у дальнюю дарогу”: “Аж святы Юры каня запрагае”. Естественно, в этой роли он наделен даром понимать, разговаривать с лошадьми:…на тэй Усіяньскай гары ляжыць дарожка, па тэй дарожцы бяжыць конь і сустракаець святога Юр’ю.
— О Госпадзі, святы Юрыя! 3аберажы і засцеражы мяне ад чараніцы, ад патніцы і ад жыватніцы!
Правда, в этом заговоре Юрий посылает коня к Миколе, а тот в свою очередь к Михаилу. О народной Троице Юрий-Микола-Михаил сказано выше в главе о Св. Николае. Сам Юрий почти всегда предстает вооруженным всадником и часто борется со злыми силами: Ехаў Юрай на сваём кані, Дзяржаў залатую меч, Засякау наглым ведзьмам губы і рэч… Юрий защищает корову от ведьмы, выступая не только как опекун лошадей, но и как вообще покровитель стада и домашних животных: “Святы Юрай-Ягорай, спасі маю худобку ад гада паўзучага, воўка бягучага, змея ляггучага, злога чалавека. Накрый яе, Госпадзі, сваёй рызай святой, схарані, памілуй».
В связи с первым выгоном скота в поле, Юрьев день считался праздником пастухов. В этот день пастухов одаривали и кормили в поле мирской яичницей. Часто Юрий сам как пастух выгоняет и пасет скотину: «Як у нас Юр’я коні пасець,статак сціражэць, нячыстую сілу проч адганяіць…”, “Святы Юрай-Ягорай, сцаляй, спасай маю чорну карову да й дадому прыганяй, сваёй залатой рызай пакрывай.» При чем со святым часто особенно не церемонятся, заговор (что отличает заговор от молитвы) носит исключительно приказной характер: «Святы Юры-Ягоры, садзіся на варанога каня, аб’едзь кругом сяла, загані гэту скаціну, шарсціну, калі блізка — ка мне ў двор, а далёка — пастаў каменнай гарой… А ты, святы Юры-Ягоры, агарадзі гэту скаціну жалезнымі тынамі і крутой гарой, а табе, ваўку, грызці гэтую сталь, грызці не перагрызці і да ўсхода сонца не чапаць. Амінь».
«Святы Юрый лічыцца гаспадаром дзікіх звяроў, і яны маюць права з’есці тую жівелу, якую ен ім дазволіць». К нему часто обращаются в заговорах против волков: Хрыстос на сівым кані з Юрыем-Ягорыем, везлі залатыя замкі, срэбраныя ключы замыкаць ваўкам раты». Но кроме чисто охранительной функции Юрий, является и «повелителем» волков: Святы Юры-Ягоры, ня распускай сваіх псоў-хартоў или «Святы Ягоры ездзіў на сваем сівенькам і бяленькам кані… і сабіраў сваіх лютых псоў, дзікіх лясных ваўкоў…». Волки и псы названы «сваими» для Юрия, что больше не приписывается ни одному святому. Если с весеннего Егория скот выгоняется в поля, то с зимнего Егория начинают ходить за добычей волки.
Подводя итоги, можно утверждать, что образ Георгия во многом соответствует своему иконописному облику, главным образом, широко распространенном «Чудо о Змее», сделавшее Юрия главным Змееборцем. Близость его весеннего праздника к началу крестьянского года, поставило Юрия на высокое место в крестьянской иерархии, что не мешает воспринимать его как обычного пастуха или ключника.
Книга Христианские персонажи в белорусских народных заговорах