Рубрики

Поделитесь статьей:

Обряды и обычаи, связанные со скотоводством и пастушеством, восходят к глубокой древности. Многие обычаи и обряды давно уже перешли в категорию воспоминаний. Но хотя обрядовые действия, сопровождавшие практику скотоводства, перестали совершаться в полном объеме, многие их элементы продолжают применяться.

Большинство обрядовых действий приходится на период летнего выпаса скота и связано с обеспечением его безопасности.

В Егорьев день хозяин или хозяйка производили обход скота во дворе, причем обязательным являлось присутствие при обряде всей семьи.

Для обхода брали решето, в него ставили икону с образом святого Георгия (но могла использоваться и другая икона), хлеб (обязательно целый) или рыбник, солонку с солью, вареное яйцо, зажженную свечу, веточки вербы, зерно. Могли использоваться также замок с ключом, челюсть щуки, нательный крест, святая вода. С этими предметами скот трижды обходили против солнца. Помимо обхода, безопасность скота обеспечивалась произнесением магических текстов:

  • «Царь лесовой, царь полевой, царь водяной, царица лесовая, царица полевая, царица водяная, спаси, Господи, на все лето красное милых животов, денную и полуденную, ночную и полуночную. Закрывает царь лесовой, царица лесовая на всю темни ноченьку милых животов, чтобы звери не подходили».

Обереги на скотину

  • «Стану по утру по раннему, по вечеру по позднему, выйду на сильный ветер, на легкий воздух; возьму я осинову ветку, пойду я к доброму хозяину на честен пир. Из-под левой ноги, из-под правого копыта обложу и обвяжу – кругом обнесу, чтобы был по-старому, по-прежнему, чище и лучше, чтобы более не болел, куда бы ни поехали». (Читают при лечении лошади.)
  • «Встану я, раб Божий (имя), благословясь и перекрестясь, выйду я в чистое поле, под красное солнце на Окиян-море. На Окиян-море стоит Божья церковь. В Божьей церкви – злат престол. За златым престолом Сам Господь, Иисус Христос, сидит и отчитывает семьдесят четыре ногтя, семьдесят четыре когтя, семьдесят четыре скорби, семьдесят четыре болезни. И берет Сам Господь, Сам Иисус Христос три прута железные и бьет корову (назвать имя скотины, род и цвет шерсти), и убивает семьдесят четыре скорби, семьдесят четыре болезни, семьдесят четыре ногтя: костовой, мозговой, выпрягальный, запрягальный, тирукальный, нукальный. Что не договорил, переговорил – то впереди слово будет. У безымянного перста имя нет, имя не было и не будет веки по веки, отныне и до века. Аминь».
  • «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси и сохрани мою скотинку, христианскую животинку: в осеку и по-за осеку. От медведя и волка злючего, от змея ползучего, от огня жгучего, от росомахи рвучей, от слепня липучего, от клыков, зубов и от бессовестных наглых воров. Будьте, мои слова, крепче крепкого ножа и булатного меча. Ключ в море, замок в роте. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
  • «Встану, благословясь, пойду, перекрестясь. Дедушко-доможирушко, прими мою скотинку, пеструнюшку-чернунюшку, пусти на подворьице, пой-корми медом, болтушкою скусной. Дедушко-доможирушко, да жену, детей не допускай, поутру рано вставай да сам подавай». (Поплевать и начитать в пойло скотине, когда ее ведут на новый двор.)
  • «Хозяин домовой, прими мою скотину, корми и пой, наблюдай и с поля домой пригоняй. Будьте мои слова крепки и лепки, крепче камня. Аминь. Аминь. Аминь». (При отъезде хозяина из дома читать, когда выгоняешь скотину со двора.)
  • «Дедушка-соседушка, прими и притвори мою скотинушку, не ночь ночевать, а век зимовать». (Говорят слова, когда приводят скотину во двор.)
  • Когда скотину во двор приведут и на назем поставят, то просят у домового: «Дедушка-доможирушка, всему дому хозяйнушко, вот те скотиночка-животиночка. Пой-корми сытехонько, жалоби жалобно, сам не обидь и своим детям не давай».
  • «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из дверей в ворота. Выйду я в чистое поле, в чистом поле стоит стена каменна, чтобы не пройти милой скотинке, крестьянской животинке, на родиму сторону к старому хозяину; чтобы милая скотинка, крестьянская животинка, о старом хозяине не думала: хозяин умер, хозяйка умерла, дом сгорел, пепел ветер по полю разносил. Мы тебя пожалели, купили у нашего хозяина три поля травы, три ордана воды. Вода медовая, трава шелковая. Ешь-наедайся, пей-напивайся, о старом хозяине не думай ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной. Отныне и до веку, и во веки веков. Аминь». (Этот оберег читается, когда покупают корову. Тогда хлеб разрезают на две части, половину отдают старому хозяину, вторую берет новый хозяин. По дороге вырывают три прута с корнем. Как пруты эти вырваны и не возвратятся на старое место, так и корова не должна возвращаться к старому хозяину.)
  • «Как коса косит, не разбирает траву, так чтобы корова ела, не разбирала траву». (Тупую косу кладут под порог, чтобы корова траву ела.)
  • «Как коса бреет, так бы коровушка моя брила задорнее травку». (Заговор произносят с той же целью – чтобы корова траву лучше ела.)
  • «Стой, как гора, дой, как река. Головой не криви, ногой не лягни, выше подойника ногу не подымай». (При этом надо обойти корову 3 раза, похлопывая ее то ладонью, то тыльной стороной руки, намоченной водой из подойника. Надо, чтобы вся корова была опрыснута и охлопана. Повторить 3 раза, обязательно на заре – вечером или утром; каждую зарю по 1 разу.)
  • «Дедушка-соседушка, дворовый хозяин-батюшка, скотский пастырь, погони скотину на пастбище – по полям, по ручьям, по проточникам. Днем паси, к ночи домой гони. Аминь, аминь, аминь».
  • Когда скотину выпускают со двора, просят: «Спаситель мой, сохранитель мой! Спаси и сохрани нашу скотину, христьянскую животину, ото всякого зверя: от волка, от волчьих детей, от медвежьих детей, от росомахи, от росомашьих детей, от змея, от змеиных детей. Век по веку, отныне до веку. Аминь».
  • «Дед-дед, семидесяти лет, я тебя моложе, я тебя тревожу. Вот прошу тебя сохранить стадо от зверя, от лихого человека. Аминь».

Заговоры, чтобы вернуть заблудившуюся скотину

  • «Лесной царь-батюшка, пригони и притвори мою коровушку». (Затопить печь и с первым дымом позвать по кличке животное. Прочитать заговор и 3 раза плюнуть через левое плечо.)
  • «Собирайся, мой милый зверь (имя, цвет шерсти животного, порода; назвать кто – кошка, собака, другой вид животного), ко всякой ночке к своему дому, как собирается мир православный к звону колокольному И пению церковному. Как муравьевы дети царю своему муравьиному служат и слушаются его, и как медовые пчелы слетаются к гнездам своим и не забывают детей своих и не покидают их. И как стекаются быстрые речки и малые и большие в славный океан-море, так бы и ты, мой зверь (повторить имя, породу животного и т. д.), тек на мой голос со всех сторон: из-за озер, от мхов зыбучих, от черных болот, из-за рек, из-за ручьев, из-за лесов, тек в дом мой ночь ночевать, век вековать. Аминь».

Заговоры от порчи скотины

  • Если корову испортили и она не дает молока или молоко вытекает на землю, читать эти слова на закате солнца, бросая на корову соль: «Запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистый, быть в этом месте. Поди в свое место, а место твое – ад. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  • «Хлев мой стоит на юре, на подвосточной стороне. Идут мимо: Царица Небесная, Михаил Архангел, Николай Чудотворец. С ними 12 ангелов, 12 архангелов, 12 апостолов. Я им помолюсь, я им поклонюсь: «Погладьте и поладьте мою коровушку по ее бокам, по ее костям. Пусть она легко отелится и не притомится. Молочко, пойди из хрящиков, из косточек прямо в жилочки. Из жилочек в вымечко. Из вымечка прямо в житечко. Из житечка в подоенку. Из подоенки в криночки, с кринок в сметанку, в желтое масло. Будьте вы, мои слова, крепки и лепки отныне и до веку веков. Ветром их не сдует, водой не снесет. Щука в море, ключи во рту. Как щуке зубы не разжимать, ключи не вынимать. Так мою коровушку порчей не сгубить, не украсть ее и не убить. Ключ, замок, язык. Аминь».

Заговоры, чтобы домашняя скотина не лягалась

  • «Господи Боже, благослови! Как основана земля на трех китах и на трех китицах, как с места на место земля не шевелится, так бы любимая скотинка (чернушка, пеструшка и пр.) с места не шевелилась. Не дай ей, Господи, ни ножного ляганья и хвостового маханья, ни рогового боданья. Стой горой, дой рекой, озеро сметаны, река молока; ключ и замок словам моим». (Наговаривают на воду, которой потом обмывают вымя коровы.)
  • «Мать сыра земля стоит не тряхнется, не ворохнется. Так же, кони мои, стойте на земле не тряхнитесь, не ворохнитесь. Ногами не бейте, хвостами не машите, рабу Божью (имя) хозяйкой почтите». (Коней или лягающуюся корову обходят 3 раза.)

Заговор от нападения зверей

  • «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, помози мне, рабу Божьему (имя), и постави, Господи, около моего скота, милого моего живота Власьева рода, кругом, со всех четырех сторон черного, и белого, и красного, и пестрого, и бурого, и седоватого, и рогатого, и комолого железный тын от земли и до неба, от неба и до земли. И обыди, Господи, около того тына железного, Ты, еще реку огненную от востока и до запада, от запада и до севера, от севера и до лета; и со всех четырех сторон, от земли и до небеси; от небеси и до земли. Кабы не приходил серый волк и сера волчица, и рыскуша, и лютый зверь, и люта волчица, и люта черная медведица. Кабы обходили всякие звери мимо моего живота Власьева рода, всякого черного и белого, и красного, и седоватого, и черемного, рогатого, комолого, быков, коров, телят и подтелков; и не повредили бы зубом и ногтем, и ничем его не вреждали по всякой час и по всякой день, и по всякую нощь, во веки веков, аминь».

Заговоры от недугов и падежа скота

  • «Христос с нами уставися вчера и днесь, и ныне; Ты еси Бог велик, пошли, Господи, победителя архангела Михаила победить демонския силы, защитить щитом своим от тлетворного воздуха и наносной болезни, и от падежа скотскаго, и благослови скот сей, избави его от всякого зла и обстояния, видимых И невидимых врагов и губительной смерти, поветрия и падежа, и всех диавольских злодеяний; и умножи имени Твоим святом и о воспользовании сими целениями, здравие тому даруй. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь».
  • «Владыко, Господи Боже наш, власть имея всякой твари! Тебе молим, Тебе просим, якоже благоволил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стада скот сих (такого-то) и умножи, И укрепи, сотвори его в тысячу крат и избави его от насилия диавола и от иноплеменническаго нашествия, от пленения и зверя, и от всякаго навета врагов, и от воздуха смертнаго, и губительнаго недуга, и поветреннаго падежа, и от зверя хищнаго, и от гадины ядовитой; огради его ангелы Твоими святыми всякую немощь, всякую зависть и искушение, чаровства же, и волшебства от действа находящийся диавольскаго отгоняй от него, яко Твое есть царство, сила и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».
  • «Святые мученики и чудотворцы великие: Медосте [Модест?], Флор и Лавр, Власий и Харлампий, Николай Чудотворец и Георгий Победоносец, вашими всесильными мольбами ко Господу, Спасу Всемилостивому, исцелите и избавите скота сего (такого-то) от поветрия, от падежа, от тлетворного воздуха, от смертоносного недуга, от смертоносной язвы, от всякой немощи, хвори, скорби, болезни и от всякого зла; спасите, сохраните и помилуйте с Матерью Божиею Пречистою Владычицею Богородицею и Приснодевой Мариею; сотворите и явите милость, купно же воздвигните с собою святых бессребреников и чудотворцев Козьму и Дамиана, Кира, Иоанна; весь скот помилуйте и сохраните со Отцем и Сыном, и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Заговор, чтобы домашний любимец не болел

  • «Пойду я, раб Божий (имя), ко Егорию Храброму. Подойду поближе, поклонюсь пониже! Гой ты еси, батюшка Егорий Храбрый, прими мое прошение и моление, набегай на мою животиночку (назвать имя животного, цвет шерсти, вид: например, кошку Матрену серого цвета с белым пятном на лбу) и отстегивай 12 ногтей от ретивого сердца, с красного лика, с печени черной, с крови горячей, костяной, суставной, мозговой. Закрой от огня, воды и ветра животиночку мою (повторить имя животного и вид его). Во веки вечные. Аминь».

3аговоры пчеловодов

  • «Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Стану я на восток против дальней стороны и слышу шум и гул пчел. Беру я пчелу роя, окарая, сажу в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко; сажают тебя и укорачивают. Ты, пчела, ройся у (такого-то), на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги ключом, замком; а бросаю свои ключи в, Окиян-море, под зеленый куст; а в зеленом кусте сидит матка, всем маткам старшая, сидит и держит семьдесят семь жал, а жалит непокорных пчел. А буде вы, пчелы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Окиян-море, под зеленый куст, где сидит матка, всем маткам старшая, и будет за ваше непокорище жалить вас матка в семьдесят семь жал. Слово мое крепко!»
  • «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои улья. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божьему (имя), летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божьему (имя), моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками; садилась бы в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, Господу Богу на славу, а мне, рабу Божьему (имя), в пожиток, во веки веков. Аминь».
  • «Зосима и Савватий Соловецкие, которые по преданию первые ввели пчеловодство, даже на Соловецком острове признаны были распространителями и покровителями пчел и бортей во всей Русской земле. В народе составился особый молитвенник, вроде целого молебна, об изобилии и сохранении пчел в ульях пчеловода. Устав чтения этого молитвенника таков: «Сей молитвенник и свиток читать на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, на Вербное и Светлое Христово Воскресение, между заутренями и обеднями, в мшенике или на пчельнике. И высеки из громовой стрелы огня, и положи в чистый сосуд, и в тот сосуд положи росного ладану, и окружить на пчельнике или во мшенике, и поставить свечу Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам, и помолиться им с верою и держать сей свиток в самой чистоте, три раза аминь».

Заговоры, чтобы пчелиный рой не улетал

  • «Стану я на восток и слышу шум пчел. Беру я пчелу роя и сажаю в улей. Не я тебя сажаю, а чист месяц, красно солнце и ясны звезды. Ты, пчела, роися у меня, раба Божьего (имя). Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги, а ключи бросаю в Окиян-море. Будьте мои слова метки, крепки. Аминь».
  • «Не я тебя сажаю (в улей): сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко, сажают тебя и укорачивают-укрощают».

Заговоры на урожай

  • «Гой еси ты, зоря утренняя, и ты, зоря вечерняя! Пади ты на мою рожь, чтоб она росла, как лес высока, как дубы толста».
  • «Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву».
  • При посадке капусты наговаривают: «Не будь пуста, будь густа; не будь горька, будь сладка; не будь голенаста, будь коренаста».

Заговор на удачный сбор грибов

  • «Иду я, раба Божья (имя), за грибами, дорога грибная под моими ногами. Кость моя, тело крещенно, место мое освящено. Крест со мной, все грибы передо мной, Божьей рабой (имя). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Заговор на удачный сбор ягод

  • «Ангел мой, пойдем в лес со мной. Твоими святыми крылами, моими белыми руками, дай, Господи, с земли ягоды поднять. Целые туеса собрать. Ключ, замок, язык. Аминь».

Заговор на удачную торговлю

  • «Дела, Господи, рек еси пречистыми усты Своими: «Яко без Меня не можете творити ничто же». Господи мой, Господи, верою объем души нашей, помози мне, грешному рабу Божьему (имя), сию нашу жизнь торговлею в купле, продаже и меняльстве и во всем. Ты, Владыко Господи, Сам ее соверши во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь. Святой архангел, Михаил во твое святое имя торгуем, спаси, сохрани и благослови своими святыми молитвами раба Божьего (имя) начати и совершити счастливую и благополучную торговлю. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Призывание домового (на новоселье)

  • «Хозяин-господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество». (Читают, входя в новый дом.)
  • «Поедем с нами домой, дом домить, скотинушку разводить. В доме хозяйство все править, в доме добра наживать».
  • Жена уходит из дома последней и говорит: «Дедушка домовой, айда с нами в мой дом век вековать».
  • «Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом-солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми! Батюшка домовой, пусти меня в доме пожить да позволь мне хозяюшкой быть».

Заговор на чужого домового

  • «Изба с углами, в углах иконы, окладны бревна, двери с запором, с Господним забором, с хозяином домовым. Чур, от злого, чужого домового. Аминь». (Читают раз в год под Рождество.)

3аговор для дворового

  • «Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я, я тебе христовско яичко дам».
Понравилась статья?

ВНИМАНИЕ!

Все обряды, ритуалы, заговоры, рунические ставы представленные на сайте – носят исключительно ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением!

С любыми заболеваниями необходимо обращаться к врачу. Все права, на размещенные материалы (обряды, ставы, заговоры, ритуалы) – принадлежат их авторам.

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.