Я предложила автору перенести материал из комментариев, отдельно в статью.
Какое серьезное предложение, мне прямо даже и неудобно, для меня это больше наблюдения деревенского быта. Хотя давайте попробуем — у нас есть с вашей помощью и Вуду, и Мусульманские практики, и Руны, и ваше прошлое с ХЭ, и ваше настоящее с Темными, а вот обычной деревенской бытовой магии — не так уж и много. А деревенская бытовая магия — она ж каждому из нас близка — и как правильно дом построить, и какие деревья охранные посадить вокруг него, и как домашней скотине заговорить хвори, как ребенка от испуга смыть, — много кто испуг вообще домашними яйцами выкатывает. Да и не каждому дано стать великими практиками в оккультных науках, но каждый может попросить своего Домового быть чуточку поласковее))
По матице — навскидку больше не дам информации, вот так вот если подумать. Знаю лишь что для матицы дерево выбирали всегда особое — готовили его сильно заранее (тогда как сам сруб зачастую ставили с сырого леса и оставляли высыхать) , дерево должно быть без болезней, сучков, проточин (потому что вес крыши все равно никто не отменял), предполагаю что если дом строился для колдуна — то и дерево для матицы выбиралось с обрядами и откупами, все таки все равно предмет Силы. Так же матицу могли покрывать охранными узорами — вырезать на ней символы, или растительные или православные кресты, видела что мелом рисуют или если же побелен дом — угольком кресты. Фото подобного нашла в интернете ,что видела в деревне, но что это за символы я не скажу.
Про печь как таковую в русской избе можно рассказать больше — все таки вот у нас здесь повторюсь — леса больше, дома крепче, зимы намного холоднее — именно печь в Сибирских деревнях приобрела вид алтаря — возле печи грелись, на печи спали, в печи детей запекали в тесте (способ которым младенцев выхаживали недоношенных или хилых из за более менее постоянной температуры, которую поддерживала русская печь после протопки и благодаря кирпичам и глине — кстати истоки сказки про Бабу Ягу и как она детей в печку пихала на лопате — имеют свою основу).
У нас в деревне существует поверье, что душа ведьмы не может уйти с тела после смерти из за занятий ее при жизни, из за печатей что ведьма принимает на физическое свое тело для занятий своих и тем самым связывается физическое дело и душа. И чтобы облегчить страдания, разбить печати (особенно это касается тех, кто дар не передал) разбирают над одром умирающей ведьмы или колдуна матицу — это один из самый сложных в установке элементов русской деревянной избы — балка, на которую кладутся доски потолка и соответственно крыша. Символизируется, что с разбором матицы (а труда это стоила большого ее вообще положить наверх, и так же разобрать-собрать, здоровенное такое бревно из цельной лесины, а представьте когда крана не было и вручную все это делалось поднималось, и само дерево для этих целей особое выбиралось), снимаются печати именно на физическое тело (если практикуешь и много защит поставлено, и на здоровье сделано, и вообще энергия прет из ушей), и когда приходит время умирать — не получается легко, как бы хотелось, а если уж не оставил никому дар и не передал — так и вообще идет диссонанс. Так же в деревне, деревенская магия много вещей делает через матицу как символ основы — и гвозди вбивают, и матицу заговаривают, и вообще матица деревянной избы — что то подобное алтарю у ведающих и знающих других направлений или даже предмета силы. Ломается предмет силы-алтарь, ломаются печати — легче разорвать связь тела и души, можно умереть. Вот как пример фото бревна ,являющегося матицей в деревянном срубе.
Даже сейчас в современном одноэтажном строительстве есть понятие матицы — главного бруса, на который накладывается потолок. И если как вы говорите, ваша прабабушка, занималась таким видом работ (через дом, и возможно через матицу, деревенское колдовство), то вам не получается работать потому что у вас нет дома-алтаря, а в квартире таких вещей не сделать, и прабабушка вам делает акцент не на конкретном доме, а на самом собственном доме как объекте, что он вам нужен.
Если по изучать историю, особенно украинскую — на матицу часто вешали люльку с детьми, продукты (повыше от пола, мышей и всего того, что может по полу бегать), использовали даже как вешалку для чистой одежды. Матица зачастую разделяла избу на две половины — черную и белую — черная где принимали гостей, где был вход посторонним людям, и за занавеской (которую вешали как раз таки на балку) белая часть — где стояла хозяйская кровать и все то, что нужно было скрыть от посторонних глаз. Это кстати еще одна из причин, почему вынимали матицу при смерти колдуна — разрушалась условная граница миров. По поводу печи о чем говорили выше — да ,есть и такая традиция, вместо матицы разбирать печь — потому что печь такой же магический алтарь, и даже более популярный, так как открытый огонь, стихии. Нет алтаря — нет ведьмы.
Так же немного поясню, насчёт разбора матрицы — когда не было сложного строительства, в старые времена — дом был обычный сруб, — одна большая комната, что и делилась на две части через балку, семьи были большие, крыши были из соломы или чем Бог пошлет и разобрать крышу до балки было вполне реально. Сейчас же никто крышу не разбирает, потому что дома стали сложнее в техническом исполнении, но знаю случай, когда брали большую дрель и в самом толстом месте балки сверлили отверстие насквозь.
А по матице, я еще хотела потом написать в комментариях да была в дороге — мне как дедушка рассказывал — дома на Украине строились редко когда полностью и целиком из дерева — в основном это были мазанки с соломенными крышами. Так как с деревьями там напряженка в принципе, крымские степи не только в Крыму)) Полностью деревянные дома — позволить себе могли или зажиточные семейства, или как раз таки такие, знающие — но все равно строилась обычная коробка не особо больших размеров, где как раз таки матицей изба делилась на пополам, а потом уже к построенному дому примазывались пристройки, клети, а почему клети — потому что скотина жила всякая, ну и можно было себе примазать например летник — где спали летом, так как смесь глины и соломы сохраняла прохладу в любой зной. И вот разобрать такую крышу до балки было не сложно — крыши покрывались соломой и замазывались глиной, в очень хорошем случае — делали глиняную черепицу. Это сейчас дома строят так что крыши явно и за неделю не разберешь. У нас кстати в дереве, ,помимо описанного мной случая ,что сверлили балку сверлом насквозь — делают еще что — разбирают колодцы в печи (это такие технические отверстия где со временем скапливается сажа) так вот разбирают и чистят — возможно это отголосок того времени, когда разбирали печь. В современных реалиях только где ее сейчас разберешь, а кирпичи колодцев всегда можно найти (их печники закладывают специально чуть выступающими для удобства) и это не помешает устойчивости всей печи как конструкции. Знаете что еще подумала — вот деревня где я выросла — она в лесу, там деревянные дома — обыденность, с крепкими крышами, и вот там много историй про разбор печи именно в связи с упокоением тяжелобольного человека (вне зависимости колдовал он или не колдовал), а вот про матицу я слышала только от деда-украинца и встречала в литературе, где быт Украины был описан. Неисповедимы пути информации для страждующих)))
Автор статьи — Кафия С
.