Божич – рождественский персонаж мифологии южных славян, который часто упоминается в рождественских колядках вместе с разными обрядами в честь наступления весеннего солнечного цикла и символами (свинья, златорогий олень, огонь, ворота).
Божич символизирует возрождение, молодость, Новый год и Рождество. Это солнечный персонаж, предвещающий возрождение и обновление природы весной. Он имеет отношение к поклонению солнцу, как и Сварожич у восточных славян.
Божич соотносится с молодостью (серб. Мали Божий) и обычно противопоставляется Бадняку как молодой год старому. Так у сербов, далматинцев и кроатов Рождественский сочельник называют «бадним» днём (от слова «бадняк), а само Рождество Христово – Божич, Божий.
С приходом христианства название Рождества – Божич – начали соотносить с Сыном Господа, появившимся в этот день много веков назад божественным младенцем. Но Рождество только перекрыло приуроченные ко дню Зимнего солнцеворота праздники, известные у всех славян-язычников. Эти празднества были посвящены обновлению и возрождению небесного огня солнца. Скорее всего, под Божичем древние славяне понимали само солнце, возрождающееся к жизни в этот день.
Во многих сербских колядках Божича представляли как новорожденное солнце, которое стучится в небесные врата и, открыв их, озаряет восток блеском утренний зари. Символом Божича также выступает златорогий олень, олицетворяющий собой солнце, движущееся по небу, а его рога подобны солнечному сиянию.
С «поворотом солнца на лето» или его «воскрешением», видимо, были связаны и представления о том, что накануне Рождества в полночь с неба спускается и путешествует по земле новорожденный Бог, и в это время открываются небесные врата, распускаются цветы и на деревьях зреют плоды, в реках и источниках воды оживают, получают целебную силу и могут превратиться в вино. Похожие представления известны не только у славян, но и у других народов. Например, по немецким поверьям, в период зимнего солнцестояния небо растворяется и на землю спускаются светлые боги, чтобы благословить растения и воды; там, где они ступают, растения превращаются в розмарин, а воды – в вино.
Земледельцы радовались Зимнему солнцестоянию. Веря, что с этого дня солнце возрождается, а с ним от зимней спячки пробуждается земля и всё живое. Они с нетерпением ждали от новорожденного солнца знак о скором наступлении счастливой летней поры.
Дажьбо́г – один из главных богов в мифологии восточных славян, бог Солнца и его олицетворение, бог солнечного света и плодородия.
Поклонение солнцу у славян обычно выражалось в поклонении божеству, олицетворявшему его. Это божество старались всячески умилостивить: ему приносили жертвы и пели хвалу. Вероятнее всего, божеством, которому посвятили праздник солнцеворота, был Дажьбог, изначально – бог солнца и солнечного света, а позднее и «дающий бог», т.е. податель всех благ. У восточных славян даже существовало предание, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря, когда солнце поворачивается на лето, рождается вновь. Полное имя этого божества с приходом христианства ни в названии праздника, ни в песнях, посвященных торжеству, не сохранилось, осталась только вторая часть.
Существует предположение, что Божич и Дажьбог – это одно и то же божество. Сербы и другие южные славяне Божичем называли Рождество, а во время соперничества христианства и славянского язычества Дажьбог сравнивался с Иисусом Христом.
С приходом христианства на славянские земли, языческим жрецам, кроме разных запретов и разрушения храмов, нужно было противопоставить равноценную религиозную категорию в том виде, в каком язычникам некогда преподносилось христианство:
на первое место поставлен библейский творец мира, бог-отец Саваоф;
на втором месте бог-сын Иисус Христос;
о совершенно непонятной тогда язычникам святой Троицы ещё не упоминали;
Марию же описывали как женщину, воплотившую слова Господа и родившую Ему Сына.
В соответствии с этим позднее был создан пантеон князя Владимира, в котором христианскому Богу-Отцу соответствовал Сварог или Стрибог, Богу-Сыну – Дажьбог (олицетворяющий солнце сын небесного божества Стрибога или Сварога), а Божией Матери – богиня плодородия Макошь.
Источник энциклопедия