Приметы связанные с призывом солдат.
Перво-наперво жены, матери и деды всячески старались делать все возможное для того, чтобы сына или мужа не «забрили» в солдаты. Кто-то пользовался имеющимися знаниями колдовства, кто-то шел к ведунам, знахарям и просил помочь в этом важном деле. Ритуалов и заделов по этой теме очень много. Самыми распространенными из них были такие. Самый старший из семьи клал за божничку ложку призывника и говорил при этом:
Ложку эту не съедят,
Не сгрызут,
Так и раба (такого-то)
В рекруты не возьмут.
Когда эту ложку
Съедят и сгрызут,
Тогда только (такого-то)
В солдаты возьмут.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне, присно, во веки веков.
Аминь.
Клали в землю ногти того, кого должны были забрать в армию, и говорили при этом:
Когда эти ногти
Из земли в рост пойдут,
Тогда только (такого-то)
В рекруты заберут.
Ни три. Ни два.
Ни один и ни одного.
Никто из хаты не возьмет
(такого-то) сына моего.
Аминь.
Ногти берут только с правой ноги, при этом месяц должен быть молодой.
Накануне отъезда новобранца из дома его просят присесть на отчий порог. Мать встает за спиной у сына и говорит:
Господи Боже, благослови, Отче. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Се яз, раб Божий (имя), да покроется он святым небом и оденется облаками. Защитится святым, честным крестом. Аминь. Молимся мы великомученику Георгию Страстотерпцу, Христову помощнику и угоднику: «Государь, великий страстотерпец Христов Георгий, обуздал ты семьдесят царей, богов эллинских узами железными, нерушимыми. Обуздай, государь, врагов, супостатов раба Божьего (имя новобранца). Укроти их пред ним, аки овец, а его уготовь на них, аки льва и волка. Были бы они как ночь темны и слепы. Как воловий язык немы, как тетерев ус тонки, нарожденные ягнята слабы. Бегали бы от него, аки серые зайцы, и гонялся бы за ними он, аки волк. И как волк зайцев серых погоняет, ловит их, загрызает, так бы он врагов ловил и губил, а его бы никто не убил». Сей молитве ключ и замок. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Заговор для солдата от ранений и увечий
Умывают новобранца заговоренной водой и утирают подолом материнским. Заговаривают воду так:
Есть на Божьем свете
Царь Парфей,
И есть у царя Парфея
Два сына булатных.
Оба они укрывают
И сохраняют раба (имя)
Ото всякого древа:
От черемхи, от ивы и ели,
От дуба, сосны и березы,
От вереса и всякого древа,
От удара железом, стрелой,
Топора и излова петлей,
От поруба саблей, мечом
И от проникновения копьем,
От сердечной четвербы,
От предательства младшим и головы,
От нащепа, ропища и всякого зла,
Быстрой пули, пищали и батога,
От темницы, оков и от хитрых, льстивых
Вражеских слов.
Чтобы всякое оружие
Супротив его ломалось,
Древо в землю,
Пуля, железо стороной.
Пусть Господь везде,
Раб Божий, будет с тобой.
Слово мое правильное,
Дело мое каменное.
Ключ. Замок. Язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.