Русалки в славянской мифологии: интересные факты

Рубрики

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магический календарь Магия Обзор колод Оракул Правила ритуальной магии Расклады Таро Родовые бесы Руническая магия Руны Светлана Старые вещи Теория магии Черная магия анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад как думаете колдовство в церкви конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот ритуалы на обогащение сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

В славянской мифологии русалка – женский демонический персонаж, главным образом, связанный с водой, полями и лесом. Ей присущи функции духа судьбы и духа плодородия. Одновременно русалка могла выступать как водный, полевой, лесной и стихийный дух.

Другие названия русалки: берегиня, вила, навка, мавка, водяница, мертвушка, лохматка, лоскотуха, купалка, шутовка и т.п.

У ученых нет единого мнения о значении слова «русалка». Само слово, очевидно, позднего происхождения и, возможно, связано с названием античного праздника роз – Розалии, посвященного душам безвременно умерших. Отмечали этот праздник в период цветения роз. На могилы усопших приносили венки из роз и устраивали поминальные трапезы. Позднее это слово славяне заимствовали из античной традиции. От него и пошло название языческого праздника древних славян – Русалии. Однако сам образ русалки, бесспорно, исконно славянский. Сложился он в глубокой древности.

Этимология слова «русалка» тоже объяснялась по-разному: чаще всего это имя соотносили к слову русло или роса, но также существовали гипотезы о происхождении этого имени от прилагательного русый, т.е. «ясный», «светлый».

В разных местах этих мифических существ называли по-разному:

на Русском Севере – шутовками (от слова «шут» – чёрт), чертовками, водянихами;
на Украине – лоскотухами, лоскотовками (от украинского глагола лоскотати – «щекотать») или мавками;
в Белоруссии – купалками, водяницами, казытками (потому что они «казычут», т.е. щекочут людей).
Считалось, что русалками становятся заложные покойники:

девушки, умершие до вступления в брак, особенно засватанные невесты;
женщины-самоубийцы;
дети и девушки, умершие на Русальной неделе;
мертворождённые или дети, умершие некрещенными (в некоторых местах – только девочки);
в некоторых местах верили, что русалкой может стать ребенок, проклятый матерью или похищенный нечистой силой.
Многие поверья связаны с представлениями о русалках как о заложеных покойниках. По некоторым легендам, русалки, как и люди, смертны, и в этом облике они только доживают свой «земной срок», а потом погибают. Считалось, что русалки наделены тем же характером, привычками и вкусами, которые были присущи людям, ставшими ими. Наиболее активны русалки, умершие неудовлетворенными, с каким-то страстным желанием или те, кто при жизни обладал беспокойным характером.

Внешний вид русалок в славянской мифологии
В разных местностях русалок представляли по-разному:

Малороссы, восточные и западные славяне описывали русалок как молодых, веселых и шаловливых созданий, имеющих облик прекрасных девушек в белых одеждах или нагих, поющих восхитительным и заманчивым голосом прекрасные песни.
На севере же их представляли злыми и мстительными существами, по облику сходными с ведьмами, четровками и лешухами. Русалки здесь были бледнолицыми, голыми, с зелеными глазами и волосами, всегда растрепанные и нечёсаные. Встречающихся на своём пути людей они завлекали для того, чтобы потопить или защекотать до смерти.
В Центральной Белоруссии и Пинском Полесье русалок описывали как страшных, косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они «старые и горбатые», «кудлатые как ведьмы», «заросшие шерстью». Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат кочергу или клюку. Тело у них может быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей и бесов.
На юге России русалок охарактеризовали как высоких и тощих существ, холодных и бледных, в белых одеждах, с длинными распущенными волосами, которые порой закрывали лицо.
В некоторых местах, где русалки считались водными духами, их представляли в виде полуженщин-полурыб. Таких существ ещё называли фараонками.
Обычно считалось, что русалка «вся белая». У неё белое тело, белые одежды и светлые волосы. Она может быть серебристой или белесо-туманной. Но иногда в характеристике русалки мог присутствовать и красный цвет. По некоторым сказаниями, она вся красная, либо одета в красную одежду, имеет красные зубы и т.п. Возможно, связано это с тем, что красный цвет, как и белый, считался «потусторонним» и был присущ многим сверхъестественным существам из мира мёртвых.

Иногда русалок представляли похожими на призраков: они имеют облик обычных людей, но при этом бледные и прозрачные, как из тумана сотканы, ходят с распущенными волосами, в просторных рубахах белого цвета, или вовсе без одежды. По поверьям, в таких русалок превращаются утопленницы и самоубийцы. По народному убеждению, увидеть таких существ можно было в лесу в период Троицкой недели. Чтобы избежать несчастья, при встрече с ними, нужно им бросить платок или что-то из одежды. Потому, чтобы задобрить русалок во время Зеленых святок специально на кустах развешивали одежду и полотна.

В некоторых местах (в основном на западе) считалось, что русалки обладают очень красивым голосом. Они настолько завораживающе поют, что человек, услышавший их песню, полностью подчиняется их воле. Можно полагать, что русалок ассоциировали с сирином – мифической птицей с женской головой, песни которой завораживали и даже могли погубить человека. Потому на женских украшениях русалки-вилы часто изображались в виде птиц с человеческими головами.

Мифическая птица Сирин
Верили, что русалка, как и другие представители нечистой силы, может превращаться в разных животных и предметы. В некоторых рассказах она оборачивалась возом сена, птицей, мышью, собакой, кошкой, зайцем, лошадь, теленком или красной коровой. Нередко образ русалки напоминает облик лошади:

волосы у неё, как конский хвост;
бегает она быстрее лошади;
ржёт.
Порой её облик прямо соотносили с образом лошади, особенно в обрядах Русальной недели, где её изображала лошадиная голова или конский череп, закрепленный на шесте.

Иной раз русалка принимает облик разных природных явлений: является тучей, туманном и т.п.

Водяные и лесные русалки
В некоторых местностях русалок делили на водяных и лесных. Возможно, в поверьях этих мест водяные русалки – жены или дочери водяных, а лесные – лешухи, жены леших.

По народному убеждению, лесные русалки имеют облик девушек или молодых женщин (реже – косматых голых баб с обвисшими грудями). Бегают они настолько быстро, что и на лошади не догонишь. Пронзительно кричат, но красиво поют.

Водные русалки – девушки с длинными зелеными волосами. По одни рассказам, глаза их страшно горят, по другим – мутного цвета. Лицо у них бледное, а тело стройное и гибкое. Иногда их представляли в образе полуженщин-полурыб.

Но в большинстве случаев между водными и лесными русалками не делалось различая ни во внешности, ни в поведении. Согласно народным верованиям, встретить их можно было в разных местах: не только в лесу и у воды, но и в полях, на деревьях, в огороде, на мосту, на перекрестках дорог, на кладбищах, в овинах, в банях и т.д. Они могли появляться в домах, где раньше жили, прятаться по углам или за печью. В некоторых былинах они приходят под окна родного дома, стучаться в дверь.

Судя по различным былинам и рассказам из разных мест, весной русалки чаще всего находятся в лесу, в основном у воды, а в конце весны и летом обитают на полях, особенно в коноплях и во ржи. По некоторым поверьям, всем русалкам разрешено выходить из воды в Светлое Христово Воскресение в то время, когда вокруг церкви обносят плащаницу. Чтобы в храм не проникли русалки, его дверь старались запереть как можно крепче.

Характер и поведение русалок
По поверьям, увидеть русалок можно и днём (особенно в полдень), но зачастую людям они являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов. Появляются они как группами, так и в одиночку.

В первую очередь, русалка – это олицетворение стихии воды. Она имеет особую власть не только над водой, но и над влагой вообще. После Троицы русалки могут:

насылать дождь, град и бурю;
насылать засуху;
заставить реки разлиться.
Волосы у русалки практически всегда мокрые и, если при ней есть гребень, то она может затопить даже сухое место. Пока она расчесывает свои волосы, с них будет струиться вода. Если же волосы обсохнут, то русалка умрет.

Увидеть, как русалка расчесывает волосы, или как она плещется в воде – дурной знак, знаменующий грядущую беду, связанную с водой. Во многих рассказах русалку видели возле того места, где скоро должен утонуть человек.

Вообще расчесывание волос – традиционное занятие русалок, сидящих возле водоёмов. В лунные летние ночи русалки любят шумно плескаться в воде, играть с бегущими волнами, мыться и прихорашиваться, сидя на камне, сидеть на мостике и греться в лунном свете, стирать и т.п. Считалось, что русалки любят купаться в полдень или в полночь, а также утренними и вечерними зорями, потому это время люди считали опасным для купания.

В лесу встретить русалок зачастую можно у лесных озер и ручьев. Но могут они являться и вдали от воды. Любят кататься на ветвях деревьев. Особенно им нравятся плакучие березы, которые девушки завивают на Троицу. Русалки бегают среди деревьев, водят хороводы, поют песни и пляшут. У женщин, уснувших без молитвы, они похищают нитки и пряжу, которыми потом завивают свои берёзки.

Зачастую русалки избегают людей и при появлении человека стараются тут же скрыться: убегают или ныряют в воду. Но могут появляться и в деревнях, где их излюбленным местом является баня, забрести в амбар или в хлев, где они любят заплетать лошадям гривы. Иногда русалки проникают и в дома: по ночам прядут, воруют неблагословенную еду и т.п.

Во время цветения ржи и конопли русалки приходят в поля, где они кувыркаются и пляшут в траве, вьют венки, хохочут, играют, хлопают в ладоши, водят хороводы, кричат и поют песни.

По поверьям, русалки – весёлые, шкодливые, но иногда и вредоносные существа: они могут напугать и подшутить над человеком, не причиняя ему вреда, но часто «ради шутки» могут и сильно навредить:

задушить или защекотать до смерти;
сбить с пути, заведя своим ауканьем человека в лесную чащу;
заманить в воду и утопить;
превратить человека в животное или предмет;
запутать сети;
наслать болезни на скотину и людей;
увести с собой проклятых и неосторожных людей;
похитить нитки, холсты и полотна;
заездить лошадей;
отобрать у коров молоко.
Однако вредят русалки только тем людям, кто не осмотрительно себя ведет. Например, приближается к местам их обитания, да ещё и в неурочное время (в сумерках, ночью, в полдень, на Русальной неделе) и без оберегов. В таком случае они могут утянуть его к себе и погубить. При этом в некоторых местах верили, что, поймав человека, русалка начинает загадывать ему загадки, и если он их отгадает, то отпустит его с миром.

В Русальную неделю люди старались задобрить этих мифических существ. В этот период нельзя было купаться в реке, т.к. русалка непременно на дно утащит, а ещё работать (шить, прясть, полоскать в реке бельё, работать в поле, особенно в Духов день). Тому, кто нарушит второй запрет, русалки вытаптывали и высушивали посевы, насылали болезни, град, засуху или проливные дожди, губящие урожай.

Для защиты от вредоносных русалок повсеместно использовали разные обереги:

некоторые растения (полынь, чеснок, любисток, хрен, освященную вербу);
железные орудия;
освященный ладан.
По поверьям, они боятся молитвы, креста и очерченного круга. Испугать русалок можно и подъехав к ним на кочерге. Завидев такое, они подумают, что к ним направляется ведьма и убегут. А ещё русалки боятся слова «полынь». И если при встрече его произнести, то они не тронут человека.

Источник энциклопедия

Понравилась статья?

© СВЕТЛАНА ЛЕЙХНЕР. ВЕСЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ДАННОМ САЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКИМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РИТУАЛОВ, И ТЕХ СТАТЕЙ, В КОТОРЫХ УКАЗАНЫ ДРУГИЕ АВТОРЫ. ЕСЛИ ВЫ КОПИРУЕТЕ МАТЕРИАЛ, ВАМ НЕОБХОДИМО УКАЗАТЬ АВТОРСТВО И АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА МОЙ САЙТ!

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.