Субъективно-да, знаю. Комментатор из Беларуси по большей части прав.
СТАТЬЯ: Студенты-медики всегда на трупах учатся. Как это сказывается на самих врачах?
Склонен с ней согласиться, всё зависит от Формы. Замысел, намерение и подача. Это формирует отношение при работе с трупом. Это неизбежная необходимость. Врач в первую очередь анатом. В некоторых странах анатомию будущие медики изучали 3 года, у нас всего полтора года. Этого мало. Но суть вопроса не в методике обучения, а в отношении к работе с телами умерших. Наказуемо ли это. Как правило нет, не наказуемо. Потому что изучают анатомию люди с правильными установками. Эти безхозные тела потом подвергаются захоронениям на кладбищах. Раньше так было. Собирают «отработанный материал» в общие ящики и закапывают под номерками. Я в 80-81 годах посещал практикумы по анатомии. Изучал. Практически всё уже забыл за ненадобностью. Была у нас одна история в комнате, не знаю, насколько она связана с анатомическими практикумами. При изучении костей черепа следует особое внимание уделить височной кости, она самая сложная в скелете человека, на ней для изучения студентами выделяется около 80 наименований. Особенно сложны каналы ходов нервов. Они проходят в трехмерном пространстве и не всегда видимы, проходя через пирамиду. А препаратов на кафедре качественных не было. Взяли голову в морге, они там в корзине от ананасов лежали, купили ведро, трое ребят пошли в лес варить эту голову, я не ходил, занят был, у меня своя потом задача была, разобрать череп на кости. Голову сварили, очистили от содержимого, принесли в общагу. Я купил горох, засыпал внутрь черепа и на общей кухне разваривал. Крупа увеличиваясь в объеме раздвинула кости. Разобрал их без труда. Это были прекрасные препараты. Полежали недельку в перекиси и стали белыми. Надо сказать, что зачет по костям черепа мы сдали с первого раза в своих группах. Это мало кто мог сделать. Так вот зимой один паренек из нашей комнаты упал со второго этажа и получил трещину в основании черепа. Выжил, но потерял память, не узнавал даже родителей. У второго появились приступы почечной колики. Хотя он и приехал с другого города, на другую воду, уже с нездоровыми почками. Голову варили они там под портвейн, чтт бы не скучно было. Возможно кто-то допустил элемент глумления. Однако практика вываривания голов для препаратов на кафедре была всегда и череп в ведре на общей кухне никого не удивлял. Так вот собственно о трупах. Это законная работа, как в мире видимом, так и в мире невидимом. Потом пройдя три семестра нормальной анатомии, студент уходит на кафедру патологической анатомии, там кроме препаратов трупы тоже, бывают. Ну а дальше, все кто «цеховые ремесленники», они еще не один десяток раз прибегают к работе как с целыми телами, так и с фрагментами. Челюстно-лицевая и хирстома работают со скелетом головы, общая хирургия, полостники, травма и пр., те со своим материалом, те кто планирует посвятить себя гинекологии, тем своё. И так далее. Как правило начиная с третьего курса многие студенты уходят уже подрабатывать в базовые больницы в качестве медбратьев, медсестер, после сдачи сестринской практики, там они уже работают с живыми людьми, сравнивая знания полученные на трупном материале с теми, что получают на постах, в отделениях, операционных итд. Это непрерывный процесс, подразумеваемый ШКОЛОЙ. И он в законе перед Богом. У нас были свои специфические запоминалки. Разные. Ну типа:»Как на лямина криброза поселился криста гали, впереди форамен цекум, рядом ос сфеноидале..» и далее по тексту. Ну и конечно Гуадеамус игитур..
автор статьи ХАМНИГАН