Назначение погребальных действий — облегчение восшествия души в Царство Небесное. Молитвы, помины, лития помогают отогнать от души усопшего нечистую силу, поддерживают душу при прохождении кругов мытарств. Мытарства — это неизбежный путь, который проходят по кончине все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа усопшего в присутствии ангелов и демонов, но перед оком Всевидящего Судии постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях.
Мытарства совершает над каждой душой невидимо Сам Господь Бог посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей
в виде демонов. Все добрые и злые дела человека записаны в свитках у ангела-хранителя и беса-искусителя. При прохождении мытарств подробно
обличаются все мысли, все слова и поступки. Если добрых дел больше на данном мытарстве, то душа, в сопровождении ангелов, поднимается выше. Если злые дела перевешивают, то душа задерживается до полного искупления в страданиях.
- На первом круге мытарства истязаются грехи празднословия, то есть бесед безрассудных, скверных.
- Второй круг – Мытарство лжи ,на котором истязается всякое ложное слово, то есть клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, не исполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное.
- Третье мытарство – На нем отвечают за осуждение и клевету.
- Четвертое мытарство – чревоугодие.
- Пятое мытарство – Лености, где истязаются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности
- Шестое мытарство – Это воровство
- Седьмое мытарство – Сребролюбия и скупости
- Восьмое мытарство – Это мытарство лихоимства, где истязаются дающие деньги за противозаконные проценты и все наживающиеся за счет ближнего своего, взяточники и присвоители чужого.
- Девятое мытарство – Неправды.
- Десятое мытарство – Мытарство зависти
- Одиннадцатое мытарство – Здесь отвечают за гордости, где надменные духи истязают за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за не воздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им.
- Двенадцатое мытарство – Гнева и ярости.
- Тринадцатое мытарство – Злопамятства, где без милости испытываются
те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло. - Четырнадцатое мытарство – Здесь держат ответ за убийства, на котором истязаются не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пихание с гневом и толчки.
- Пятнадцатое мытарство – Чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов.
- Шестнадцатое мытарство – Блуда и мысленного услаждения.
- Семнадцатое мытарство – Круг мытарства прелюбодеяния.
- Восемнадцатое мытарство – Содомских грехов.
- Девятнадцатое мытарство – Мытарство за ереси.
- Двадцатое мытарство – Немилосердия и жестокосердия.
Мы должны поминать усопших, облегчая им прохождения мытарств.
Память об усопших должна передаваться из поколения в поколение. От дедов к отцам, от отцов к сыновьям и внукам. Все живущие до нас — это
корни большого дерева, питающие род. Если наши бабки и деды вели праведную, благочестивую жизнь, то и наша жизнь будет спокойной и счастливой. А если они вели жизнь разгульную, грешную полную ненависти, то наша жизнь будет проходить в горе и слезах.
В храмах продаются специальные книжечки под названием «Поминальник» — в них записывают имена усопших. Поминать усопших нужно обязательно каждую субботу и особо — по большим родительским субботам. В такие дни подают помины съестные, денежные, вещевые.
В съестной помин входит кутья, печево, хлеб, яйца, мед.
Денежный помин подают мелкими монетами и обязательно говорят при этом: «Помяните усопшего (имя)» или «Помолитесь об упокоении души
раба Божиего (имя)». Можно подать денежный помин и на общую свечу, и на масло, и на украшение храма.
Вещевой помин подают тогда, когда возникают серьезные жизненные проблемы, а среди них тяжелые болезни и расстройства психики. В вещевой помин входят теплые чулки, носки, халат, ночная сорочка, рубашка, кальсоны, брюки. Можно подать его нищим у храма или тем из знакомых, кто материально живет трудно.