В славянской мифологии аспид, аспида – (греч. змея) мифический крылатый змей, сходный с огненными змеями, летавицами и халами. Упоминания об аспидах чаще всего встречаются в старинных азбуковниках (вообще, аспид, аспида – это, по-видимому, в большей степени «книжный» персонаж), а также в заговорах.
При этом слово «аспид» могло иногда означать:
просто змею (в библейских текстах аспид упоминается в этом смысле, например: «Ягоды их ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов»; или: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона»);
змея-дракона;
«мать змеев» (в заговорах ей также соответствует змея Скарапея или Гарафена);
и даже огромного «старшего» змея, главного над всеми другими змеями и гадами.
Согласно поверьям, обликом своим аспид подобен дракону или огненному змею: он имеет птичий нос, два хобота, змеиное тело и крылья.
Местообитанием его считались какие-то отдаленные и пустынные места, расположенные «за горами и за долами», нередко – «мрачный, суровый, лесистый север», «печерские горы»; при этом некоторые поверья гласили, что аспид никогда не садится на землю, а только на камень (одна из легенд объясняет это тем, что земля не держит его).
В преданиях аспид обычно выступал как существо, несущее всяческие разрушения и опустошения, всеобщую гибель. Фактически представления об аспиде были аналогичны поверьям о драконах, огненных змеях и т.п. Подобно им, аспид представлялся практически неуязвимым существом; уничтожить же несущего разрушения аспида могли, по народному убеждению, только колдуны, «знахари-обаянники», особые «знающие люди», которые для этой цели использовали «трубный глас».
Источник энциклопедия