- 1. Дерево как символ перерождения и связи с потусторонним
- 2. Число «три» и цикличность возмездия
- 3. Кровь и жертвенность
Я в детстве любила читать сказки, очень любила. Я бы сказала, что тяга к ним была неистовой. У нас в доме, в силу определенных ситуаций, были книги, который тогда было просто не достать. Сказки народов мира, в половину моего роста тогда))) Арабские сказки, энциклопедии и много другое. Армянские сказки, в которых было описание нечисти. Но была у меня одна книга, темная красного цвета, я не знаю откуда именно она к нам попала. Неприметная такая книжечка….Но сказки в ней были собраны жуткие, для того возраста. И вот одна из них была — «Тюльпановое дерево»
https://russkie-skazki.larec-skazok.ru/tyulpannoe-derevo
СПОЙЛЕР — Кто не читал, почитайте, не пожалеете, но не детям))В сказке рассказывается о том, как мачеха зарубила пасынка — ничего себе сказка для детей?))))
Сказка «Тюльпановое дерево» (стихотворное переложение В.А. Жуковского немецкой сказки братьев Гримм «О можжевельнике») содержит глубокий сакральный и магический подтекст, связанный с архетипами смерти, возрождения, мести и потустороннего вмешательства.
- Дерево как символ перерождения и связи с потусторонним
- Тюльпановое дерево (в оригинале — можжевельник) становится местом перехода между мирами. Из его костей убитого мальчика вырастает дерево, а позже из пламени его сожжённых ветвей возникает птица — это отсылка к мифам о фениксе и шаманским практикам перевоплощения через стихии
- В славянской и германской традициях деревья (особенно вечнозелёные, как можжевельник) считались проводниками душ и хранителями родовой памяти. Жертва мальчика и его возрождение через дерево напоминают обряды инициации и жертвоприношений, связанных с культами плодородия
- Число «три» и цикличность возмездия
- Три этапа мести: птица → жернова → смерть мачехи — отражают закон троекратного воздаяния, common в фольклоре (например, три испытания в сказках). Это число также сакрально в тюркской и христианской традициях как символ завершённости
- Птица, рождённая из дерева, трижды поёт свою песню, привлекая внимание жертв, — это магический заговор, где звук становится инструментом судьбы
- Кровь и жертвенность
- Сцена, где мачеха убивает пасынка топором, а его кровь проливается на дерево, отсылает к языческим ритуалам «оживления» земли через жертву. В древних культах кровь считалась носителем жизни, а её смешение с деревом символизировало передачу силы
- Птица, возникшая из пепла, несёт в клюве жернова — символ неотвратимости кары, akin to круговороту кармы
- Символика тюльпана
- Хотя Жуковский заменил можжевельник на тюльпан, в восточной традиции этот цветок связан с краткостью жизни (из-за быстрого увядания) и тайным знанием. В турецкой культуре тюльпан — эмблема божественной любви и жертвы, что коррелирует с сюжетом
- Красный цвет тюльпана (в оригинале — кровь) ассоциируется со страданием и очищением через смерть
- Архетип злой мачехи и восстановление справедливости
- Мачеха воплощает тень материнского архетипа — разрушительную силу, нарушающую природный порядок. Её смерть от жернова (орудия труда) подчёркивает возвращение к естественному балансу через кару
- Воскрешение мальчика в форме птицы отсылает к шаманским путешествиям между мирами, где дух принимает облик животного для мщения
Сказка «Тюльпановое дерево» — это зашифрованный миф о циклической природе жизни и смерти, где магия растений, крови и звука становится инструментом высшей справедливости. Её сюжет восходит к древним культам (от шаманизма до христианских мотивов воскрешения), а символика чисел и стихий раскрывает универсальные законы мироздания.
Еще на тот момент, были интересны сказки братьев Гримм. В итоге пару месяцев назад, нашла на маркетплейсе, подарочное издание, с гравюрами, Сказка Братье Гримм. Купила — теперь читаю перед сном) И уже сейчас во взрослом возрасте, поняла- что очень много наших сказок, не такие уж и наши…а немного переделанные из тех же сказок Братьев Гримм)
Источники:
https://litbook.ru/article/15851/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2
https://orientceram.livejournal.com/22641.html