С точки зрения кармы и эзотерики, смерть через повешение является одной из самых сложных и многогранных, несущей в себе глубокий отпечаток как обстоятельств ухода, так и метафизических последствий для души. Это не просто физическое прекращение жизни, а мощный акт, в котором переплетаются темы кармического воздаяния, добровольного жертвоприношения, насилия, позора и кармического узла, связанного с горлом, как важнейшим энергетическим центром. Прежде всего, необходимо разделить два фундаментально разных сценария: добровольное повешение (самоубийство) и принудительное (казнь, убийство).
В случае самоубийства через повешение кармический груз считается чрезвычайно тяжелым. Эзотерические учения, такие как теософия и ряд восточных традиций, утверждают, что самоубийца не завершает свой земной цикл, а насильственно обрывает его. Вместо освобождения душа попадает в своеобразный «карантин» — в низшие астральные планы, где она вынуждена существовать в состоянии смятения, страха и повторения момента своей смерти, пока не подойдет отведенный ей природный срок. Кармические уроки, которые должны были быть усвоены в этой жизни, не пройдены, и они переносятся на следующее воплощение, но уже с отягчающим обстоятельством в виде невыполненного долга перед жизнью itself. Примером может служить человек, повесившийся из-за финансового краха или личной драмы. Он пытается сбежать от проблемы, но с кармической точки зрения, он лишь усугубляет ее, создавая «петлю» — ту самую веревку на шее, которая становится метафорой нерешенной кармической задачи, которая будет преследовать его в будущих жизнях. Он добровольно надел на себя ошейник невозможности «проглотить» и «переварить» горький опыт.
Совершенно иной кармический смысл обретает принудительное повешение, особенно как казнь. Здесь ключевую роль играет фигура повешенного и контекст. Если казненный был злодеем, тираном, убийцей (пример: нацистский преступник, казненный по приговору суда), то повешение выступает как инструмент кармического возмездия, как быстрый и суровый финал, вынесенный кармическими законами через руки людей. Это закрытие определенного долга, но не окончательное, так как душе еще предстоит отработать глубинные причины, приведшие ее к такому концу. Однако если через повешение уходит невинный, мученик или борец за идею, эта смерть приобретает сакральный оттенок жертвоприношения. Классический пример — повешение декабристов. Их смерть на виселице была не позором, а венцом мученичества. С эзотерической точки зрения, такая добровольная жертва (пусть и вынужденная) во имя высокой идеи искупает кармические долги не только их собственные, но и коллективной кармы народа, за который они боролись. Их души получают мощный духовный импульс и возможность ускоренной эволюции, так как акт жертвы был лишен эгоизма.
Центральным эзотерическим символом повешения является его связь с горловой чакрой — Вишудхой. Эта чакра отвечает за самовыражение, правду, творчество и волю. Актом повешения эта чакра буквально блокируется и разрушается на физическом плане. Это указывает на глубокую кармическую проблему, связанную с этими аспектами. Человек, повесившийся как самоубийца, возможно, в этой жизни не смог высказать свою правду, был подавлен, его творческое начало было заблокировано, а воля сломлена. Палач, приводящий приговор в исполнение, также совершает акт насилия над волей и самовыражением другого. В аркане «Повешенный» из колоды Таро мы видим не смерть, а состояние добровольного ожидания, жертвы ради прозрения. Но в реальном акте физической смерти через повешение этот символизм искажается: вместо добровольной жертвы ради просветления часто происходит насильственное или отчаянное прерывание диалога с миром. Таким образом, кармический итог смерти через повешение — это всегда незавершенность. Незавершенность диалога, незавершенность урока, незавершенность миссии. Душа, покинувшая тело таким способом, несет с собой шок и ощущение насильственного обрыва, которые будут влиять на ее посмертное состояние и последующие воплощения, где ключевыми темами для проработки станут преодоление чувства удушья (подавленности), обретение своего голоса и мужества встретить жизненные испытания, а не бежать от них.

