Русская баня в традиционной культуре представляла собой своеобразный микрокосм, где отражались все основные элементы мироздания — огонь (печь), вода (пар и обливание), земля (деревянные стены) и воздух (пар). Это было место, где человек мог не только очистить тело, но и трансформировать свою сущность, вступить в контакт с иными мирами, получить сакральные знания.
Баня осмыслялась как пограничная зона между миром живых и потусторонним миром, место контакта с духами и проведения важнейших обрядов.
С одной стороны, это было место очищения и здоровья, с другой — пространство, насыщенное опасными силами. В Вологодской губернии баню никогда не строили напротив окон дома — «чтобы пар не застилал глаза живым». В Орловской области баню ставили за оградой усадьбы, но не слишком далеко — чтобы можно было дойти, не встретив «нечистого». В Псковской губернии существовал обычай «задабривать» баню — оставлять в ней кусочек хлеба или ленточку после мытья.
Особые правила регламентировали поведение в бане. В Калужской губернии запрещалось мыться после полуночи — «чтобы не встретить банника». В Смоленской области нельзя было заходить в баню с нательным крестом — его оставляли на пороге. В Рязанской губернии существовал запрет на разговоры в бане — считалось, что слова здесь могут материализоваться. В Нижегородской области перед первым посещением новой бани в нее запускали кошку — если животное выходило спокойным, можно было мыться.
Строительство бани сопровождалось особыми ритуалами. В Вятской губернии под углы бани клали монеты и шерсть — для богатства и тепла. В Архангельской области первые три веника, заготовленные для новой бани, сжигали — «чтобы баня приняла хозяев». В Тверской губернии баню никогда не строили на месте старой — обязательно смещали на несколько метров, «чтобы не разгневать духов».
В Костромской губернии роды часто принимали в бане — это было самое чистое и теплое место. В Пензенской области повитуха трижды обводила роженицу вокруг банной печи, «припекая» легкие роды. В Новгородчине новорожденного первый раз мыли именно в бане, при этом воду после купания выливали под банный порог — «чтобы ребенок был крепким как банный дух».
Свадебные обряды также включали банные ритуалы. В Ярославской губернии невеста перед свадьбой обязательно мылась в бане с подругами, при этом пели особые «банные» песни. В Воронежской области жених и невеста после венца шли в баню вместе, но мылись спиной друг к другу — это называлось «испытанием стыда».
В погребальных обрядах баня выполняла важные функции. В Саратовской губернии покойника обмывали именно в бане, при этом воду после омовения выливали в специальное «мертвое» место. В Карелии баню после омовения тела топили три дня подряд — «выпаривать смерть». В Рязанской области существовал обычай «прощальной бани» — на сороковой день родственники умершего мылись в бане, оставляя ему на полке ведро воды и веник.
Лечебные практики в бане основывались на представлении о ней как о месте силы. В Тверской губернии больного «перепаривали» — трижды загоняли в баню и заставляли потеть, после чего обливали ледяной водой. В Вятской области при кожных болезнях использовали «банную плесень» — ее соскребали со стен и прикладывали к больным местам. В Орловской губернии существовал обычай «выкатывания» болезни — по телу больного катали горячие камни из банной печи.
Особое место занимала баня в любовной магии. В Смоленской губернии девушка, желая приворожить парня, должна была трижды хлестнуть себя банным веником, читая заговор. В Нижегородской области существовал способ «охлаждения» нежелательного жениха — в бане лили воду на раскаленные камни с заговором.
Защитная магия с использованием бани была особенно развита. В Псковской губернии во время эпидемий в бане жгли можжевельник — «чтобы выгнать мор». В Вологодской области в ночь на Ивана Купалу баню топили «наоборот» — дрова клали против солнца, чтобы защититься от ведьм. В некоторых деревнях Пермской губернии существовал обычай «крещения» бани — ее окропляли святой водой и окуривали ладаном.
В народной демонологии баня считалась обиталищем различных духов. Самым известным был банник — дух бани, представлявшийся в виде седого старика с длинными ногтями. В Новгородской губернии верили, что банник может запарить до смерти того, кто нарушает банные запреты. В Вятской области рассказывали, что банник проверяет людей — если человек после бани чувствует себя хорошо, значит, банник его принял.
Кроме банника, в бане могли обитать и другие духи. В Калужской губернии верили в «банную матку» — женский дух, который следил за чистотой. В Пензенской области рассказывали о «банных детках» — духах умерших некрещеных младенцев. В некоторых деревнях Владимирщины считали, что в бане живет «обдериха» — дух, который сдирает кожу с тех, кто моется после полуночи.
Баня играла важную роль в обрядах перехода. В Тверской губернии знахарки проводили в бане посвящение своих учениц — те должны были провести ночь в остывающей бане, «принимая» дар. В Архангельской области существовал обычай «банного испытания» — молодого парня перед свадьбой заставляли сидеть на верхнем полке до тех пор, пока он не начинал терять сознание. В некоторых районах Сибири шаманы проводили в бане первые этапы своего посвящения — «умирая» в жаркой бане и «возрождаясь» после обливания холодной водой.
(по мотивам этнографических записей)