Согласно поверью, тому, кто сядет на табуретку (или скамью, стул), на которой стоял ночью гроб с покойником, грозит серьезная болезнь и скорая смерть. Считается, что человек как бы занимает место покойного и «навлекает» его судьбу на себя.
Это не просто суеверие «на удачу», а строгий запрет, нарушение которого, по мнению верующих, ведет к немедленным и страшным последствиям.
Откуда пошла эта примета? Основные причины. Истоки этого поверья лежат в архаичных представлениях наших предков о смерти и душе.
1. Страх перед «нечистым» местом (Энергетическое загрязнение)
Место перехода: В традиционной культуре смерть — это не конец, а переход души в иной мир. Место, где произошел этот переход (дом, а конкретно — то, на чем стоял гроб), считалось пограничным, «пробитым» между мирами. Оно насыщено «чужими» и опасными для живых энергиями.
Пристанище для нечисти: Считалось, что после выноса тела это «пограничное» место могло притягивать не только душу усопшего, но и разную нечистую силу, которая крутится вокруг смерти. Сесть на такое место — значит впустить эту негативную энергию в себя.
2. Культ предков и боязнь оскорбить покойного
Последнее «ложе»: Табуретка, на которой стоял гроб, символически считалась последним «ложем» или «постаментом» для умершего в его доме. Сесть на нее — проявить огромное неуважение к покойному, осквернить его память. Это могло разгневать душу, и она могла «отомстить» или «забрать» с собой обидчика.
Связь с душой: По поверьям, душа усопшего не сразу покидает землю. Она 40 дней находится рядом с телом и местом, где жила. Сидя на этой табуретке, человек как бы «вытесняет» душу, мешает ей, вторгается в ее личное пространство.
3. Магический символизм и «подмена»
Занять место мертвого: В архаичном магическом мышлении существует закон подобия. Тот, кто совершает действие, аналогичное действию с покойником (в данном случае — занимает его место), рискует повторить и его судьбу. Это прямой путь «на тот свет».
Захват души: Существовало также поверье, что часть «силы» смерти или сама «тоска» покойного впитывается в дерево. Контакт с этим деревом (через сидение) передает эту «тоску» и болезнь живому человеку.
Что делали с табуреткой/скамьей после выноса тела?
Чтобы избежать опасности, с предметом, на котором стоял гроб, поступали следующим образом:
Выносили на улицу и ставили вверх ножками (иногда вместе с поминальными столами и скамьями). Считалось, что так «выстаивается» и «выветривается» негативная энергия. Иногда их оставляли так на 40 дней.
Обливали крещенской или святой водой, окуривали дымом от церковной свечи или ладана для очищения.
Отдавали нуждающимся — но всегда с предупреждением, для каких целей эта мебель использовалась. Человек, берущий ее, должен был быть предупрежден и сам решить, как ею распорядиться (часто ее использовали в хозяйственных постройках, а не в жилом доме).
Сжигали. Это был самый радикальный и надежный, по мнению многих, способ уничтожить связь с миром мертвых.
С рациональной точки зрения, эта примета — часть психологической защиты от смерти. Она создает четкие правила поведения, которые помогают живым:
Снизить тревогу: Ритуалы дают ощущение контроля над неподконтрольным событием — смертью.
Отделить мир живых от мира мертвых: Четкий запрет психологически помогает «закрыть» дверь в иной мир и продолжить жить, не оглядываясь назад.