Европейские практики (Средневековье — Новое время)
Западная Европа
Англия и Шотландия
В этих регионах существовала устойчивая традиция захоронения ведьм лицом вниз. Этот обычай фиксируется в судебных записях XVI-XVII веков. Например, в 1597 году в шотландском Абердине была казнена и захоронена таким образом женщина по имени Изабель Кокки. Местные хроники отмечают, что это делалось «дабы дух её не смог найти дорогу обратно к живым».
Интересный случай зафиксирован в 1643 году в Эссексе, где тело казненной ведьмы не только захоронили лицом вниз, но и положили на него тяжелый мельничный жернов. Археологические находки подтверждают эту практику — в 2013 году при раскопках в Йоркшире было обнаружено захоронение XIII века с телом, лежащим ничком, с придавленными камнями конечностями.
Германские земли
Здесь практиковалось несколько методов «обезвреживания» колдунов:
- Отсечение головы — наиболее распространенный способ. Голову часто помещали между ног или в отдельную могилу. В бамбергских хрониках 1627 года описывается случай с ведьмой, чью голову закопали на три метра глубже тела.
- Осиновые колья — хотя традиционно ассоциируется с вампирами, применялось и к колдунам. В саксонских землях существовал обычай вбивать кол не в сердце, а в рот — «чтобы не мог произносить заклинания».
- Особые гробы — в некоторых случаях использовались тройные гробы (дерево-глина-камень), как в случае захоронения 1611 года в Трире.
- Захоронение лицом вниз – чтобы душа не могла выйти (Англия, Шотландия).
Восточная Европа
Русские земли
На Руси существовала сложная система «нечистых» захоронений:
- За пределами кладбища — стандартная практика. В новгородских летописях XV века упоминается «яма проклятых» за городским валом.
- Камни на могиле — не просто как груз, а особым образом. В Псковской губернии зафиксирован обычай выкладывать «солнечный круг» из 12 камней.
- Заливание кипятком — белорусский вариант. Этнограф Николай Никифоровский описывает случай 1887 года в Могилевской губернии, когда могилу «знахаря» трижды заливали кипящей водой с пеплом.
- Закапывание в болото (Полесье, этнографические записи XIX в.).
Польские и украинские земли
Здесь практиковались:
- Болотные захоронения — особенно в Полесье. Тело опускали в трясину с помощью специальных жердей. Зафиксировано этнографами еще в начале XX века.
- «Мертвые дома» — в Карпатах строили небольшие срубы на сваях, куда помещали тела. Описано в работе В. Шухевича 1899 года.
Африканские традиции
Западная Африка
Народ ашанти (Гана)
У ашанти существовал целый комплекс погребальных ритуалов для колдунов:
- Сидячее положение — тело усаживали в специальной погребальной урне, руки связывали за спиной.
- Отсечение пальцев — особенно больших, «чтобы не мог схватить живых».
- Жертвоприношение — в могилу клали убитую курицу, чей дух должен был «отвлекать» колдуна.
- Захоронение в лесу – подальше от деревни.
Английский антрополог Роберт Рэттрей в 1920-х годах подробно описал случай, когда тело колдуна хоронили с глиняным горшком на голове — «чтобы не видел путь назад».
Южная Африка
Зулусские практики
Зулусы использовали:
- Огненное погребение — не просто сжигание, а особый ритуал. Огонь разводили особым способом — по кругу из семи костров.
- Собачья голова — не просто как оберег. Согласно записям этнографа Эйлин Криге, пасть собаки должна была быть набита солью — «чтобы кусала дух колдуна».
- Сжигание хижины с телом – уничтожение злых чар.
Азиатские традиции
Индийские методы
Бенгальский вариант
В Западной Бенгалии практиковалось:
- Раздельное захоронение — голову хоронили на северной окраине деревни, тело — на южной.
- Металлические иглы — вонзали в ступни, «чтобы не ходил». Описано в работе Дэвида Кинсли 1997 года.
- Погребение в местах кремации (шамашаны) – чтобы дух стал бхутом (демоном-охранником).
- Отделение головы и захоронение в другом месте – в Бенгалии.
Сибирские обряды
Ненецкие традиции
У ненцев существовал сложный ритуал:
- Берестяной кокон — тело заворачивали в 7 слоев бересты, каждый слой прошивали особым узором.
- Воздушное погребение — не просто на дереве, а на специальной платформе с «лицом на запад».
Современные случаи
Румыния, 2004 год
В деревне Маринуц (Трансильвания) было проведено ритуальное «умерщвление» покойного, которого считали вампиром:
- Эксгумация через 40 дней после смерти.
- Протыкание груди кизиловым колом.
- Удаление сердца и сожжение.
- Заливание рта чесночной настойкой.
Весь процесс был заснят местным телевидением и вызвал скандал.
Танзания, 2013 год
В области Шиньянга произошло массовое убийство «колдунов»:
- Жертв (в основном пожилых людей) обвинили в распространении СПИДа.
- Тела сжигали на специальных кострах из 9 видов дерева.
- Пепел закапывали в выгребных ямах.
Эти практики демонстрируют удивительную устойчивость архаичных представлений. Даже в XXI веке сохраняются ритуалы, практически идентичные средневековым. Антропологи отмечают, что подобные погребения всегда включают три элемента:
- Физическое ограничение тела
- Символическое «ослепление» духа
- Ритуальное разделение частей тела
Основные источники:
- Судебные архивы Европы XV-XVII вв.
- Полевые записи этнографов XIX-XX вв.
- Современные репортажи и антропологические исследования
- Археологические отчеты (особенно по раскопкам 2010-х годов)