Кармический взгляд рассматривает род как единую кармическую систему, где души связаны общими долгами, уроками и неразрешенными задачами из прошлых воплощений. Повторяющаяся смерть нерожденных или новорожденных детей может быть прочтена как кармический паттерн. Например, это может быть отработка тяжелой кармы предков, связанной с насильственным прерыванием жизни — участием в войнах, убийствами, абортами, детоубийством или жестоким обращением с детьми в прошлых поколениях. Род несет груз этой невыраженной скорби и вины, которая ищет разрешения. Душа, приходящая в такой род, может выполнять миссию «искупительной жертвы»: своим кратким явлением и уходом она активизирует в родовой системе запредельную боль, чтобы живые наконец обратили на нее внимание и начали исцеление. Это не наказание, а призыв к трансформации. Другая кармическая версия — это «неотпущенные души». Возможно, в роду была потеря ребенка, которую мать или отец так и не пережили, не отпустили душу с миром. Их энергия скорби и привязанности может создавать своего рода «ловушку»: душа того ребенка, или другая душа, пытаясь прийти в род снова, сталкивается с этой неотпускающей хваткой прошлого горя и не может закрепиться в физическом теле. Также существует представление о кармических договоренностях: душа может прийти лишь на короткий срок, чтобы пробудить в родителях определенные качества — сострадание, смирение, способность любить без обладания — и затем уйти, выполнив свою часть соглашения.
Психологическая перспектива, видит в таких трагедиях проявление «системных динамик» и «переплетений». Семейная система стремится к целостности, и если кто-то из ее членов был забыт, исключен или его судьба не была признана (например, рано умершие дети, мертворожденные, абортированные), более поздние поколения бессознательно идентифицируются с ними, повторяя их судьбу. Это называется «лояльностью роду». Например, если в первом поколении у бабушки умер при родах первый ребенок, а его горе было табуировано и никогда не упоминалось, то ее дочь или внучка, сама того не осознавая, может «следовать за ним» через повторяющиеся выкидыши. Психосоматика также играет колоссальную роль. Неосознаваемый, но мощный страх повторения трагедии, глубокое чувство вины («я не достойна быть матерью») или бессознательное нежелание ребенка (которое может быть унаследовано от матери, видевшей в материнстве лишь тяжкую ношу) создают хронический стресс и гормональные дисбалансы, физически препятствующие вынашиванию. Травма передается эпигенетически — не через гены, а через шаблоны поведения, эмоциональные реакции и стрессовые паттерны, которые буквально «впитываются» ребенком от матери и формируют его будущую биологию.
Эзотерический подход синтезирует оба предыдущих и добавляет собственные пласты. Здесь речь идет о работе с тонкими телами и энергиями рода. Род рассматривается как единое энергоинформационное поле, или «родовое древо», где каждая ветвь и корень связаны. На этом древе могут быть «сгустки» тяжелой, непереработанной энергии — обиды, проклятия, невыплаканные слезы, неотомщенные обиды или, наоборот, чувство вины за причиненное зло. Эти сгустки, называемые «родовыми программами» или «порчами на род», блокируют свободный поток жизненной силы (праны, ци) к новым поколениям. Нерожденный ребенок, чья энергетическая связь с матерью и родом крайне сильна, может стать «жертвой» этой блокировки. Например, если в роду по мужской линии была традиция подавлять эмоции и проявлять жестокость, это создало в родовом поле энергию невыраженной ярости, которая может «обжигать» тонкие тела младенца, делая невозможным его удержание в физическом мире. Также эзотерики говорят о сущностях и привязках: неотпущенные души предков или, в худшем случае, темные эгрегориальные структуры, питающиеся болью рода, могут препятствовать воплощению новой души или «забирать» ее энергию. Место ребенка в энергетической матрице семьи может быть уже «занято» кем-то из умерших, с кем живые, сами того не ведая, поддерживают более сильную связь, чем с нерожденным.
Рассмотрим гипотетический пример, объединяющий все три плоскости. В роду Ивановых в третьем поколении назад, во время войны, дед, спасая свою семью, был вынужден совершить тяжкий поступок — возможно, убить ребенка врага или оставить своего раненого сына, чтобы другие выжили. Этот травматический опыт, сопровождавшийся глубочайшим чувством вины и вытеснением, он унес с собой в могилу, никогда ни с кем не поделившись. Кармически на род легло пятно неискупленной вины за детскую смерть. Психологически в системе появился «исключенный» — тот погибший ребенок, о котором запрещено помнить. Его судьба требует признания. Эзотерически энергия ужаса и вины создала в родовом поле «пробоину». В следующем поколении дочь этого деда, ничего не зная о прошлом, переживает мертворождение. Ее сын, представитель третьего поколения, и его жена (входящая в род) сталкиваются с чередой выкидышей. Жена, психосоматически, может ощущать необъяснимый ужас во время беременности, ее тело, хранящее родовую память, будто саботирует процесс. Системно она бессознательно идентифицируется с той забытой жертвой. Кармически души, приходящие к ним, могут быть теми самыми неотпущенными душами из прошлого, требующими осознания и примирения, или же новыми душами, которые не могут пробиться через энергетический заслон горя. Разрешение возможно только через интеграцию — осознание семейной тайны (психология), ритуал отпускания и признания вины/скорби (эзотерика), и принятие этого урока как возможности исцелить род, разорвать цепь страданий и тем самым исчерпать негативную кармическую программу (карма).
Таким образом, сплошная череда мертворождений в роду — это крик души рода о помощи, указание на «замороженное» место в семейной истории, на энергию, которая не была трансформирована в любовь и принятие. Это призыв к глубочайшей работе: исследованию семейной истории, раскопкам тайн, профессиональной психологической терапии (особенно направленной на работу с травмой и системными расстановками), а также к духовным и энергетическим практикам очищения, отпускания и благословения как ушедших душ, так и самих себя. Это путь от восприятия себя как беспомощной жертвы рока — к позиции того, кто осознанно берет на себя труд исцелить свое родовое древо, поливая его слезами осознания и водой милосердия, чтобы новые почки жизни на нем смогли, наконец, удержаться и расцвести.

