Причина традиции о 40 днях после родов, когда женщине не благословляется входить в храм и участвовать в таинствах, носит комплексный характер и не имеет своей целью объявить женщину «грязной» в бытовом, унизительном смысле этого слова. Это ритуальная, или обрядовая, нечистота. Ключевое отличие в том, что ритуальная нечистота в библейском понимании — это не грех и не порок, а состояние, связанное с определенными физиологическими процессами (родами, менструацией, семяизвержением, прикосновением к мертвому телу), которые, будучи естественными, символически отделяют человека от полноты священного пространства, так как связаны с темой жизни и смерти, переходными состояниями. В Ветхом Завете, в книге Левит (глава 12), прямо предписывается, что женщина после родов считается нечистой 40 дней, если родила мальчика, и 80 дней, если родила девочку, после чего она должна принести в храм очистительную жертву. Эта традиция была перенята и укоренилась в раннехристианской практике. Это время рассматривалось как период покоя, восстановления и особого уединения матери и новорожденного, защищающий их от суеты и инфекций в период, когда они наиболее уязвимы. Это время давалось женщине не как наказание, а как милость, возможность физически и эмоционально восстановиться, посвятить себя новорожденному без необходимости участия в общественных обязанностях, включая посещение богослужений.
Что нужно делать? Современная практика в Православной Церкви сильно варьируется. Строгое следование канонам предписывает женщине в течение 40 дней после родов не входить в храм и не причащаться. Однако сегодня многие священники и духовники подходят к этому вопросу более пастырски и снисходительно, учитывая, что эта традиция восходит к Ветхому Завету и не имеет такой же обязательной силы, как, например, догматы. Поэтому первое и главное, что необходимо сделать, — это лично побеседовать со своим духовником или священником того храма, который вы посещаете, и испросить у него благословения на те или иные действия. Он даст совет, исходя из своей практики и устоявшейся в приходе традиции. По истечении 40 дней над женщиной читается специальная «Молитва жене родильнице, по четыредесяти днех», которую совершает священник. Обычно эту молитву читают в храме, становясь на середине церкви, либо в доме родильницы. После прочтения этой молитвы мать полностью возвращается к полноценной церковной жизни. Важно отметить, что на ребенка это ограничение не распространяется, его можно и нужно приносить в храм для причащения с самых первых дней жизни. Младенцев причащают без исповеди и поста, и Таинство Крещения может быть совершено в любой день после рождения, что также снимает все вопросы о возможной «нечистоте». Таким образом, современный подход все больше смещается в сторону рассмотрения этого периода как времени физического и душевного покоя, а не ритуального отлучения, и главным действием становится диалог со священником для получения индивидуального благословения.