Действительно, если Бардо Тхёдол («Тибетская книга мёртвых») — это подробная инструкция по освобождению из колеса сансары, то почему даже великие ламы и ринпоче продолжают перерождаться?
- Бодхисаттвский обет
Главная причина — сознательный выбор. Многие реализованные учителя (включая Далай-ламу, Кармап, Падмасамбхаву и других) принимают обет бодхисаттвы: они добровольно возвращаются в сансару, чтобы помогать другим существам достичь пробуждения.
- «Пока все существа не освободятся, я буду перерождаться, чтобы вести их» — такова их клятва.
- В Бардо Тхёдол тоже говорится, что даже в момент смерти можно выбрать не уход в чистые земли, а новое рождение ради блага других.
- Разные уровни реализации
Не все ламы и ринпоче — полностью просветлённые будды. Многие — высокоразвитые практики, но ещё не окончательно вышли за пределы кармы.
- Некоторые сознательно оставляют «недожитую карму», чтобы вернуться и завершить её (как, например, Миларепа, который в прошлой жизни мог освободиться, но предпочёл переродиться для окончательного очищения).
- Другие ещё имеют тонкие привязанности (например, к ученикам, миссии или даже к славе).
- Работа с кармой других
В Ваджраяне считается, что великие учителя могут воплощаться по желанию, а не по кармической необходимости.
- Они могут осознанно выбирать рождение, чтобы:
- передавать учение в нужное время,
- помогать конкретным ученикам,
- балансировать энергию мира (как тулку — сознательно перерождающиеся ламы).
- Иллюзия «окончательного ухода»
С точки зрения абсолютной истины (парамартхики), даже «освобождение» — лишь концепция.
- Полностью пробуждённые (как Будда) не уходят и не приходят, но проявляются в мире по необходимости.
- В Бардо Тхёдол говорится, что даже после распада тела ум может проявляться в бесчисленных формах для помощи другим.
Ламы и ринпоче перерождаются не потому, что «не смогли свалить», а потому, что сознательно остаются — как врачи в эпидемию, которые, даже имея вакцину, возвращаются в горячую зону, чтобы спасать других.
Если же практик действительно свободен от всех привязанностей — он растворяется в дхармакае (абсолютной реальности) и больше не рождается… если сам не захочет.
Так что, возможно, некоторые из них уже давно будды — просто мы видим только их «тени» в сансаре.