Откуда появилось выражение «Чур, меня!»

Метки

Белая магия Глифы Заговоры Исполнение желаний Карты Таро Кладбищенская магия Колдовство Магия Оракул Парапсихология Подклад в магии Правила ритуальной магии Психология Расклады Таро Ритуальная магия Родовые бесы Руническая магия Руны Старые вещи Теория магии анализирую и тут в голову приходит мысль: если бес есть в голове прокручиваю все диагностика из-за чего ко мне прилипли прозвища "ищейка" и "следователь". В данный момент по ряду причин я работаю кладовщиком в крупном распределительном центре. Несколько дней назад истинный путь как думаете конечно кто может его кормить любовная магия может поэтому большая часть моих проблем и постоянная откачка энергии? можно ли отрывок про случаи на работе отправить на конкурс? Если решите налоговый эксперт. Пока я работала по этой сфере магия проявлялась в чуйке на работе нужна диагностика) приворот сопоставляю специалист по внутренней безопасности то вот: На конкурс "как магия помогает вам в вашей профессии". По профессии я аудитор то его же не кормит никто. Брат с отцом материалисты у матери сдвиг по фазе хотя что да что узнала нового на канале Светланы (а очень много признаков указывают на наличие беса в роду я единственная я просто знала где искать нарушения

Поделитесь статьей:

Выражение «Чур, меня!» – это архаичная формула защиты, уходящая корнями в древнеславянские верования и языческие обряды. Чтобы понять его происхождение и смысл, необходимо углубиться в мифологию, этнографические исследования, фольклорные записи и апокрифические тексты, где сохранились отголоски древних представлений о границах, охране и магическом отвращении зла.

  1. Этимология слова «чур»

Слово «чур» (или «щур») восходит к праславянскому корню čurъ, связанному с понятием границы, межи, разделения. Некоторые исследователи (например, Макс Фасмер) сближают его с литовским kùras («столб, межевой знак») и латышским kurs («куча камней, обозначающая границу»). В древнерусском языке слово «чур» означало не только рубеж, но и предка-охранителя, своего рода домового или духа-покровителя рода.

Вероятно, изначально «чур» был связан с культом предков – считалось, что умершие родственники охраняют живых от нечистой силы. Отсюда выражения: «Чур моё!» (запрет трогать что-либо), «Чур, на двоих!» (раздел имущества), «Чур, меня!» (защита от опасности).

  1. Чур как мифологический персонаж

В восточнославянской мифологии Чур – это дух-охранитель границ, как реальных (межа поля, порог дома), так и символических (например, черта в играх, за которую нельзя заступать). В некоторых поверьях он сливается с образом домового или банника, но чаще выступает как самостоятельное божество или дух-покровитель.

Этнографы XIX века (А. Н. Афанасьев, И. П. Сахаров) записывали поверья о том, что Чур мог наказывать нарушителей границ – насылать болезни, пугать, сбивать с пути. Чтобы избежать его гнева, при переходе через межу или в опасных местах говорили: «Чур, меня!» – как бы призывая духа на защиту.

  1. Обряды и заговоры с упоминанием Чура

В народной магии «чуркание» (произнесение слова «чур») использовалось как защитный ритуал:

  • В играх – чтобы обозначить «невзятость» предмета или территории («Чур, не я!» – отказ от участия в опасном деле).
  • В заговорах – для отгона нечистой силы. Например, в Вологодской губернии записан заговор от лихорадки: «Чур, не я! Чур, не моё! Чур, подальше!»
  • В похоронных обрядах – чтобы умерший «не вернулся», на могиле чертили линию и говорили: «Чур, его!»

В некоторых апокрифических заговорах (например, в «ложных молитвах» старообрядцев) встречаются формулы вроде: «Чур, меня, Господи, сохрани!» – что указывает на переплетение языческих и христианских представлений.

  1. Чур в фольклоре и сказках

В сказках и былинах Чур редко выступает как персонаж, но его функция охранителя прослеживается:

  • В белорусской сказке «Чур-защитник» мальчик, убегая от лешего, кричит: «Чур, меня!» – и нечистый не может его догнать.
  • В русских быличках охотник, заблудившись в лесу, говорит: «Чур, меня!» – и выходит к жилью.
  • В детских играх («Чур-тарарам», «Чур, не я!») сохранился отголосок древних обережных практик.
  1. Эволюция выражения

С христианизацией Руси культ Чура постепенно забывался, но формула «Чур, меня!» осталась в языке как:

  • Детская игральная формула (аналог «зевок не считается»).
  • Выражение отказа от ответственности («Чур, я не виноват!»).
  • Суеверная защита от сглаза (например, при упоминании нечистой силы).

В XIX веке этнографы отмечали, что в некоторых деревнях старики ещё «чурались» – стучали по дереву или плевали через плечо, произнося «чур», чтобы не сглазить.

  1. Параллели в других культурах

Аналогичные обережные формулы есть у других народов:

  • У балтов – возглас «Курс!» при обозначении границы.
  • В германской традиции – «Unberufen!» («Не призывать!» – чтобы не навлечь беду).
  • В римской мифологии – «Термин» (бог межи), которого тоже призывали для защиты.

Фраза «Чур, меня!» – это многовековой языческий заклинательный формуляр, восходящий к культу предков-охранителей и духа границ Чура. Со временем она утратила сакральный смысл, но сохранилась в играх, суевериях и языке как отголосок древней магической практики. Её изучение позволяет лучше понять мировоззрение древних славян, для которых слово было не просто звуком, а действием, способным отвести беду.

– Весь контент, используемый в статьях, не имеет цели оскорбить кого-либо и несет только развлекательный характер. Статьи на канале, являются субъективной точкой зрения автора, на те или иные вопросы мироздания, в основе которых лежат мифы, легенды, сказки, разных народов. Все материалы взяты из открытого доступа в интернете, вы можете не воспринимать контент всерьез.

– Ничего не продаю, не делаю никаких амулетов, талисманов, обрядов, не провожу никаких практик, а тем более совместных или коллективных!

– Представленный в блоге контент используется исключительно в научных, учебных, информационных и культурных целях. Является субъективным мнением и не призывает ни к каким действиям. Все материалы блога представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Дополнительный материал, раскрывающий тему статьи, если это необходимо, взят из открытых интернет-источников. Письма, присланные на почту для публикации от подписчиков, предоставляются в исходном виде, и автор блога не несет ответственности за их содержание. Автор блога не несет ответственности, за комментарии и сообщения под постами.

– Информация не является публичной офертой (коммерческим предложением) и носит исключительно ознакомительный характер. Информация не может расцениваться кем-либо как прямое руководство к действию, не носит общеобязательного характера и может не обладать признаками достоверности и точности.

– Автор блога не дает никаких гарантий полноты, точности, своевременности, целесообразности, достоверности, эффективности использования Информации, используемой в статьях. Информация выражает лишь мнение автора (или других авторов, статьи которых использованы в блоге, с их желания) по тому или иному вопросу и не может использоваться как прямое руководство к действию.

Материал статьи обсуждается на канале Дзен https://dzen.ru/vedmini_zametki, где вы можете прочитать все комментарии и написать свои.

Обряды, ритуалы, заговоры, шепотки, рунические ставы, рунические формулы, гальдраставы, родовые бесы, духи и помощники ведьм и колдунов, теория магии, ритуальные правила, черная магия, белая магия, красная магия, высшая магия, любовная магия, привороты, обряды и ритуалы на кладбище, правила работы на кладбище, магия перекрестков, наузы, мудры, астрология, психология, парапсихология, психосоматика, приметы и суеверия, магический календарь, лунный календарь, отчитки в магии, толкование снов, хиромантия, нумерология, маятник, карты таро, карты оракул, ведьмины руны, теория по работе с рунами для новичков, руны и глифы, обзор колод карт таро, обучение по работе с оракулом, работа с кармой, Родовые чистки, чистки Рода, молитвы, магия псалтыри, сны богородицы, молитвы на разные случаи, обряды чернокнижия, магия вуду, школа рун, школа таро, школа оракула, деревенская магия, рейки, биоэнергетика, расклады таро, сонник.