Традиция «Ночи мёртвых огней» в Неупокоице представляет собой уникальный синтез древнеславянских поминальных практик и местных мистических верований. Согласно полевым записям этнографа Т.В.Бестужевой сделанным в 2015 году обряд совершается в ночь на 1 ноября что сразу указывает на возможное переплетение дохристианских представлений с католическим Днём всех святых и православным Дмитриевским днём. Однако в отличие от общепринятых поминальных дат неупокоевский ритуал имеет характерные особенности: свечи используют исключительно сальные (восковые считаются «нечистыми» для этого действа) а пламя должно гореть ровно до петухов – первые крики птиц знаменуют момент когда «врата между мирами закрываются».
Архаичные корни обряда прослеживаются в его деталях: перед зажжением свечей хозяйки трижды обходят дом против солнца (как записал фольклорист А.Г.Морозов в 2008 году) что соответствует древнеславянской практике «охранительного круга». Любопытно что в Неупокоице сохранился запрет прикуривать эти свечи от обычного огня – для этого используют «живой огонь» добытый трением что документально зафиксировал этнограф П.Р.Громов в 1993 году. Этот элемент прямо соотносится с описанными Д.К.Зелениным в «Восточнославянской этнографии» (1927) погребальными кострами которые разжигали только древним способом.
Апокрифические параллели обнаруживаются в так называемом «Хождении Богородицы по мукам» (по списку XV века из собрания РНБ) где упоминаются «огни ведущие души праведные». Краевед С.И.Долгова в 2011 году выдвинула гипотезу что неупокоевский обычай может восходить к культу «заложных» покойников – в деревне бытует поверье будто бы в эту ночь можно увидеть тени утопленников и самоубийц бредущих к своим бывшим домам.
Сравнительный анализ с соседними регионами выявляет любопытные различия: если в псковских сёлах к северу от Неупокоицы подобные огни зажигали на могилах (что зафиксировано в отчётах Псковской археографической экспедиции 1987 года) то здесь строго соблюдается запрет посещать кладбище в эту ночь – «чтобы не увести умерших обратно в мир живых» (из интервью с местной жительницей А.П.Семёновой 2019 г.).
Особый интерес представляет связанный с этим днём запрет на любую работу с острыми предметами – ножи и ножницы прячут «чтобы не отрезать путь душам» что перекликается с западнославянскими поверьями о «ночи духов» записанными Брониславом Тржебницким в Мазовии в 1934 году. При этом в Неупокоице сохранился уникальный обычай оставлять на подоконнике «дорожную пищу» – обязательно холодную (обычно блины или кисель) что отсутствует в известных аналогах.
Источники:
- Полевые записи Т.В.Бестужевой 2015 г. (Архив Псковского университета)
- Материалы фольклорной экспедиции А.Г.Морозова 2008 г.
- Отчёт П.Р.Громова «Архаичные огненные ритуалы Псковщины» 1993
- Зеленин Д.К. «Восточнославянская этнография» 1927
- Рукопись «Хождение Богородицы по мукам» РНБ СО РАН № 134/345
- Интервью с А.П.Семёновой из личного архива С.И.Долговой
- Тржебницкий Б. «Duchy i demony Mazowsza» 1934