Метатрон в Каббале: Летописец человеческих судеб. Глубокий анализ источников и доказательств
Метатрон — одна из самых загадочных и могущественных фигур в еврейской мистике (Каббале) и апокрифической литературе. Он известен как «Царь Ангелов», «Небесный Писец», «Князь Лика Господня» и даже «Малый Яхве». Его главная функция — ведение Книги Судеб (Сефер Ха-Зиккурон), где записываются все деяния человечества.
Основные источники, упоминающие Метатрона:
- 3 Еноха (Книга Небесных Дворцов, «Сефер Хехалот»)
- Талмуд (Хагига 15а, Санхедрин 38б)
- Зоар (1:48b, 3:189a)
- Апокрифы (2 Еноха, Книга Исполинов)
- Меркава-мистика (Хейхалот-литература)
Происхождение Метатрона
Существует две основные версии происхождения Метатрона:
- Метатрон как ангел, созданный в начале времён
В 3 Еноха (гл. 4) говорится, что Метатрон — это высший ангел, существующий изначально:
«Я — Метатрон, Князь Лика, слуга Трона Славы. Создал меня Святой, да будет Он благословен, в начале творения».
В Талмуде (Хагига 15а) он назван «Писцом Небес», который записывает заслуги Израиля.
- Метатрон как вознесённый человек (Енох)
В 3 Еноха (гл. 6–15) подробно описывается, как праведник Енох (Ханох) был взят на небо и превращён в Метатрона:
«Святой, да будет Он благословен, взял меня из поколения потопа… и сделал меня престолом славы… и дал мне имя “Малый Яхве”».
Эта идея также встречается в 2 Еноха (славянский апокриф), где Енох становится «ангелом Метатроном».
Функции Метатрона
- Летописец Судеб
- В Зоаре (3:189a) сказано, что Метатрон ведёт Книгу Памяти (Сефер Ха-Зиккурон), куда записываются все деяния людей.
- В 3 Еноха (гл. 16) он открывает эту книгу в Судный День.
- Посредник между Богом и людьми
- В Талмуде (Санхедрин 38б) Метатрон назван «Проводником Божественного Присутствия».
- В Зоаре (1:48b) он передаёт молитвы праведников на Небеса.
- Правитель ангельских воинств
- В 3 Еноха (гл. 10) Метатрон командует легионами ангелов (Офаним, Серафим, Хайот Ха-Кодеш).
- В Книге Исполинов (кумранский апокриф) он сражается с падшими ангелами.
- «Малый Яхве»
- В 3 Еноха (гл. 12) Метатрон назван «Малым Яхве» (Йахве ха-Катан), что вызывает споры в иудаизме (не является ли это ересью?).
- В Талмуде (Хагига 15а) раввин Элиша бен Авуя, увидев Метатрона на небесах, решает, что есть «две власти на небе», и впадает в ересь.
Доказательства из апокрифов и мистических текстов
- 3 Енох (Сефер Хехалот)
- Превращение Еноха в Метатрона (гл. 6–15)
«И Святой… расширил мой рост до 36 000 миров… и поставил трон мой у дверей Седьмого Неба».
- Книга Судеб (гл. 16)
«Я открываю книгу, и из неё выходит огонь, и пожирает всех грешников».
- Талмуд и Мидраши
- Хагига 15а
«Рабби Элиша увидел Метатрона, которому было позволено сидеть и записывать заслуги Израиля».
- Санхедрин 38б
«Метатрон — это ангел, чьё имя подобно имени Владыки».
- Зоар (основной текст Каббалы)
- Зоар 1:48b
«Метатрон — это высший посланник, через которого идут все молитвы».
- Зоар 3:189a
«Он записывает все деяния людей, и в День Суда книга раскрывается».
- Апокрифы (2 Еноха, Книга Исполинов)
- 2 Енох (славянская версия, гл. 22)
«И Господь сказал Михаилу: “Возьми Еноха и сними с него земную одежду… и облеки его в одежды славы”».
- Книга Исполинов (4Q530, кумранский текст)
«Метатрон послан наказать падших ангелов».
Исследования и интерпретации
- Гершом Шолем («Основные течения в еврейской мистике»)
- Указывает, что Метатрон — это «антропоморфный аспект Бога», связующий трансцендентное и имманентное.
- Объясняет, почему в Талмуде его называют «Малым Яхве», но поздние каббалисты (например, Лурия) ограничивают его роль.
- Моше Идель («Каббала: новые перспективы»)
- Сравнивает Метатрона с «Логосом» в греческой философии и «Христом» в христианстве.
- Указывает, что в практической Каббале Метатрон — ключевая фигура для магических практик.
- Питер Шефер («Истоки еврейской мистики»)
- Анализирует связь между Метатроном и Енохом в литературе Хейхалот.
- Объясняет, почему раввины опасались культа Метатрона (чтобы не возникло дуализма).
- Юнг и архетип «Божественного Посредника»
- В «Aion» Юнг сравнивает Метатрона с архетипом «Самости», соединяющей человека и Бога.
Метатрон и контроль судьбы (аналогии с гностическими Архонтами)
Интересно, что в гностицизме есть похожая фигура — Ялдабаоф (Демиург), который тоже ведёт «записи грехов». Но если Архонты — тюремщики души, то Метатрон — служитель Божественного Правосудия.
Как взаимодействовать с Метатроном?
В практической Каббале есть методы:
- Молитва через Метатрона (Зоар 1:48b).
- Медитация на его имя (в 72-буквенном имени Бога).
- Использование печати Метатрона (в гримуарах, например, «Ключ Соломона»).
Метатрон — это мост между Богом и человеком, хранитель Книги Судеб и высший ангел-посредник. Его образ сочетает апокрифические, талмудические и каббалистические традиции. В отличие от гностических Архонтов, он не порабощает, а ведёт души к истине.
Источники:
- 3 Енох (Сефер Хехалот) — перевод P. Alexander
- Талмуд (Хагига, Санхедрин) — Soncino Edition
- Зоар — перевод Д. Матта
- 2 Енох (славянский апокриф) — текст R. H. Charles
- Гершом Шолем, «Основные течения в еврейской мистике»
- Моше Идель, «Каббала: новые перспективы»
- Питер Шефер, «Истоки еврейской мистики»
Метатрон — не просто ангел, а ключевая фигура в мистической космологии, соединяющая запись судеб, божественное правосудие и мистический опыт.