Строительство дома в традиционной культуре славян никогда не было просто техническим процессом. Каждый этап — от выбора места до новоселья — сопровождался сложной системой обрядов, призванных обеспечить будущим обитателям защиту, достаток и семейное благополучие. Наши предки верили, что дом — это живой организм, чья судьба неразрывно связана с судьбой его хозяев.
Первым и самым важным этапом было определение правильного места для строительства. В Вологодской губернии землю проверяли «на сытость» — клали на ночь кусок ржаного хлеба, завернутый в чистую тряпицу. Если хлеб оставался свежим — место было хорошим, если плесневел или высыхал — непригодным для жилья. В Орловской области использовали метод «шерстяного теста» — горсть овечьей шерсти оставляли под глиняным горшком на три дня. Распушенная шерсть сулила богатство, свалявшаяся — бедность. В Псковской губернии наблюдали за поведением животных — если корова ложилась отдохнуть на определенном месте, там и ставили дом.
Особое внимание уделялось «нечистым» местам. В Калужской губернии избегали строить там, где когда-то была баня (считалось, что это «выжженное» место). В Смоленской области не ставили дома на старых дорогах — «чтобы счастье не ушло по следам». В Рязанской губернии обходили стороной места, где находили кости животных или битую посуду — такие участки считались «проклятыми». В Нижегородской области существовал запрет на строительство там, где когда-то стоял сгоревший дом — верили, что огненная стихия может повториться.
Выбор и заготовка строительных материалов сопровождались особыми ритуалами. В Вятской губернии лес для сруба рубили только на растущей луне, при этом первый срубленное дерево обязательно «выкупали» — оставляли под ним монеты или зерно. В Архангельской области избегали брать деревья с «аномальными» признаками — дуплами, сросшимися ветвями, странными наростами. В Тверской губернии существовал обычай «просить прощения» у дерева перед тем, как его срубить — трижды кланялись и произносили специальные слова.
Особые правила касались транспортировки материалов. В Курской губернии бревна никогда не волокли по земле — только везли на телеге, «чтобы дом не болел». В некоторых деревнях Владимирской губернии под первое бревно подкладывали шерсть — для тепла и мягкости будущего жилья. В Пензенской области при перевозке леса избегали пересекать реки — считалось, что вода может «унести» силу дерева.
Момент закладки фундамента был ключевым в магическом смысле. В Ярославской губернии под углы дома клали монеты (для богатства), шерсть (для тепла), зерно (для сытости) и ладан (для святости). В Воронежской области в фундамент замуровывали бутыль с «наговоренной» водой — чтобы защитить дом от пожара. В Тульской губернии под порог закапывали голову петуха — как оберег от воров и нечистой силы.
Особое значение придавалось «строительной жертве». В Саратовской губернии под первый венец клали яйцо — символ жизни и плодородия. В Карелии в фундамент помещали фигурку лошади, вырезанную из дерева — чтобы дом «стоял крепко». В Рязанской области существовал обычай «кровной жертвы» — хозяин слегка ранил палец и капал кровь на угловые камни, «родя» таким образом дом.
Кстати, в книгах сестер Соболь, есть замечательный обряд, заложить почет и славу в углы дома, там берутся 5р монеты, заговариваются, и потом их кладут по углам дома, за плинтус. Это делается на богатство дома. Отличный обряд, рекомендую. Его можно подделывать каждый год. И с этого момента, достаток в доме гарантирован.
Процесс строительства стен сопровождался множеством магических действий. В Новгородской губернии на внутренней стороне бревен вырезали защитные знаки — коловраты, кресты, солнечные символы. В Вятской области между венцами клали мох, собранный в полнолуние — для «лунного» света в доме. В Костромской губернии при поднятии каждого венца произносили особый заговор: «Расти, дом, ввысь, а богатство — вширь!»
Особое внимание уделялось дверным и оконным проемам. В Псковской губернии косяки дверей делали из особо прочного дерева, при этом стружки от их обработки сжигали в печи — «чтобы сила не ушла». В Нижегородской области в оконные проемы перед вставкой рам клали веточки рябины — от сглаза. В некоторых деревнях Смоленщины подоконники натирали чесноком — чтобы «злые языки не приставали».
Завершающий этап строительства — возведение крыши — имел особое значение. В Калужской губернии конек крыши украшали резной головой коня или птицы — как оберег от молний. В Орловской области под солому клали ветки осины — чтобы «отводить» нечистую силу. В Вологодской губернии существовал обычай «кормления крыши» — после завершения работ наверх бросали горсть каши, приговаривая: «Дом, дом, будь сыт, нас корми!»
Особые ритуалы сопровождали укладку дымохода. В Архангельской области в трубу бросали горсть соли — «чтобы дым был чистым». В Тверской губернии первый огонь в новой печи разводили из «старого» огня, принесенного из прежнего жилища. В некоторых деревнях Владимирщины в печную кладку замуровывали кусочек железа — чтобы «держать тепло».
Переезд в новый дом сопровождался сложными обрядами «оживления» пространства. В Рязанской губернии первой в дом запускали кошку — она должна была «забрать» все негативное. В Ярославской области хозяин трижды обходил дом с иконой и хлебом-солью, освящая каждую комнату. В Пензенской губернии существовал обычай «кормления» дома — в каждый угол клали по кусочку пирога, а под стол ставили миску с молоком.
Особые правила касались первой ночи в новом доме. В Воронежской области спать ложились все вместе на полу — чтобы «привыкнуть» к новому месту. В Тульской губернии первую ночь обязательно проводили в молчании — чтобы «не спугнуть» домового. В некоторых деревнях Новгородчины хозяин должен был переночевать один, «познакомившись» таким образом с духом дома.
После новоселья проводились завершающие обряды защиты. В Саратовской губернии вокруг дома копали неглубокую канавку, в которую засыпали соль — «чтобы зло не переступило». В Карелии на ворота вешали старый лапоть — как символ «прожитых» бед. В Костромской губернии сажали у крыльца рябину и калину — дерево и куст должны были «держать» женское и мужское начало дома.
Особое внимание уделялось «завязыванию» удачи. В Вятской области над дверью вешали «куклу-благополучницу» с монеткой в руках. В Нижегородской губернии в красный угол клали «домовушку» — мешочек с травами и зерном. В некоторых деревнях Смоленщины под пол закапывали «ведьмину лестницу» — сплетенную из соломы фигуру, которая должна была «запутывать» злые намерения.
Сегодня многие из этих обрядов можно адаптировать к современным условиям. При закладке фундамента можно замуровать в бетон монеты или кристаллы. При установке дверей и окон можно использовать ароматические масла вместо традиционных трав.
( по мотивам этнографических записей)