Веретники в магии — это одна из малоизученных групп народных колдунов, чья деятельность была тесно связана с прядением, ткачеством и использованием веретена как магического инструмента. Веретники особая категория знахарей и колдунов, чьи практики были основаны на работе с нитями, куделью и веретеном.
Название «веретники» происходит от слова «веретено» — инструмента для ручного прядения, который в народной магии считался не просто орудием труда, но и символом связи между мирами. Веретено ассоциировалось с нитью судьбы, а его вращение — с течением времени и круговоротом жизни. Веретники, как правило, были женщинами, поскольку прядение традиционно считалось женским ремеслом, хотя в некоторых регионах встречались и мужчины, владевшие этими практиками. Их знания передавались из поколения в поколение, часто в рамках семьи или через посвящение от мастера к ученику.
Появление веретников как отдельной группы в народной магии можно отнести к периоду, когда прядение и ткачество стали не только хозяйственными занятиями, но и обрядовыми действиями.
Основными занятиями веретников были обряды, связанные с рождением, свадьбой и смертью, а также защита от порчи, лечение болезней и предсказание будущего. Они работали с нитями, создавая «навитые» обереги — обмотанные особым способом нити на запястье или пояс, которые защищали от сглаза и болезней. В свадебных обрядах веретники могли «свить судьбу» молодых, проводя ритуалы с куделью, чтобы обеспечить крепкий брак. В погребальных традициях они «обрывали нить», символизируя завершение жизненного пути. Важной частью их практик было также «кручение» — магическое вращение веретена для изменения хода событий, например, чтобы остановить болезнь или привлечь удачу.
Одним из ключевых аспектов деятельности веретников было взаимодействие с потусторонними силами. Считалось, что через вращение веретена можно открыть путь в иной мир или получить знаки от духов. В некоторых поверьях веретники могли «выпрясть» душу умершего, помогая ей перейти в загробный мир, или, наоборот, удерживать её, если смерть была преждевременной. Веретено также использовалось в гаданиях: его бросали на пол, и по тому, как оно падало, определяли будущее.
В некоторых диалектах «веретник» также означало «тот, кто вертит судьбу». В отличие от других колдунов, таких как знахари или чернокнижники, веретники редко использовали сложные заговоры или книги — их сила была в движении, в ритме прядения, в узлах и петлях, которые они создавали.
С приходом христианства многие практики веретников были осуждены как языческие, однако они сохранились в народной традиции, смешавшись с христианскими обрядами.
Например, в Полесье записаны рассказы о старухах, которые могли «накрутить болезнь на веретено и выбросить её в реку». В Вологодской губернии бытовало поверье, что веретник может «свить» удачу для охотника, проведя особый обряд с куделью. В Белоруссии сохранились предания о том, как веретники помогали роженицам, «распутывая» трудные роды магическим вращением веретена.
Позже чернокнижники переняли магические практики с веретеном и адаптировали их под себя, за что их начали называть «Веретниками». Но их практики с веретеном, смешались с черной магией, и стали одними из самых тяжелых, если так можно сказать. В черной магии — соборное колдовство и веретничество считаются самыми серьезными направлениями.