Человек становится носителем тьмы, облаченной в одежды блага, когда его сознание оказывается в плену у нескольких мощных иллюзий: абсолютной уверенности в собственной правоте, веры в то, что цель оправдывает любые средства, и слепоты к реальным, а не воображаемым, последствиям своих действий. Это трагическое заблуждение возникает на стыке благих намерений, гордыни и ограниченного мировоззрения, заставляя человека силой навязывать свое видение «счастья», не замечая страданий, которые он причиняет.
Классическим историческим примером являются крестовые походы. Рыцари и духовенство, отправлявшиеся освобождать Иерусалим, были абсолютно убеждены, что несут свет истинной веры и спасение душам «неверных». Они видели себя орудием Божьей воли. Однако на их пути этот «свет» выражался в волнах насилия, массовых резне, разграблении городов и уничтожении культур. Жители тех земель, будь то мусульмане, иудеи или даже православные христиане (как при разграблении Константинополя), видели не свет веры, а кромешную тьму жестокости и разрушения, пришедшую под знаменем Креста. Носители тьмы искренне верили, что творят благо, заслуживая за свои зверства не осуждение, а место в раю.
В социальной сфере ярким примером служат радикальные революционеры, такие как Робеспьер и якобинцы во времена Великой французской революции. Их целью было построение «царства Разума» и общества всеобщей добродетели, свободы и равенства. Эта возвышенная идея, однако, на практике привела к эпохе Террора. Чтобы принудить людей к этому «благу», они ввели гильотину как главный инструмент социального переустройства. Тысячи людей были казнены по обвинениям в «контрреволюционных настроениях». Носители этой кровавой утопии видели в своих жертвах лишь помеху на пути к светлому будущему, а в терроре — «гигиену» общества. Они несли тьму страха, подозрительности и смерти, свято веря, что очищают мир от скверны ради всеобщего блага.
В сфере личных отношений это проявляется в поведении «токсичных» родителей или партнеров. Деспотичный отец, ломающий волю сына под предлогом «я знаю, как будет лучше, жизнь научит», или гиперопекающая мать, лишающая дочь любого выбора «ради ее же безопасности», искренне убеждены, что несут любовь и заботу. Они не видят, что их «свет» — это на самом деле тьма подавленной воли, низкой самооценки, психологических травм и упущенных возможностей их детей. Они уничтожают личность, думая, что строят ее характер, и видят в своих жертвах неблагодарных невежд, не понимающих их «самоотверженной» любви.
Таким образом, подмена света тьмой происходит системно: когда абстрактная идея «блага» становится важнее конкретного человека, когда правота превращается в догму, не терпящую сомнений, а сострадание и эмпатия приносятся в жертву фанатичной вере в собственную миссию. Это вечная драма, в которой слепота духа оказывается страшнее сознательного злодейства, ибо злодей знает, что творит зло, а такой «носитель света», сея тьму, продолжает считать себя спасителем.

