Самосожжение — это крайне сложный акт, который нельзя рассматривать однозначно, так как его кармическое «отягощение» целиком и полностью зависит от контекста, состояния ума и глубинных побуждений человека.
С точки зрения классического кармического учения, такое действие будет иметь тяжелейшие последствия. Прежде всего, потому что оно связано с намеренным причинением себе невыносимых страданий и уничтожением человеческого тела — редкого и драгоценного дара, рассматриваемого как уникальная возможность для духовного роста и отработки кармы. Грубое и насильственное прерывание этой возможности создает мощную кармическую помеху. Следствием, скорее всего, будет не «попадание в ад» как в вечное место, а глубокое кармическое замешательство, которое проявится в следующих рождениях. Это может выразиться в непреодолимом страхе огня, глубоко укоренённых психических травмах, ощущении беспричинной тоски и невыносимой боли, а также в огромных трудностях с обретением нового человеческого тела. Душа, не завершившая свой естественный срок и не усвоившая необходимых уроков, может оказаться в состоянии длительной «потерянности», будучи привязанной к обстоятельствам прошлой жизни и неспособной двигаться дальше.
Однако существует и иной, более тонкий взгляд, который рассматривает мотивацию как абсолютно решающий фактор. Если самосожжение продиктовано эгоистичными побуждениями: обидой, гневом, желанием отомстить, привлечь внимание к своей персоне или малодушным бегством от жизненных трудностей, — то кармические последствия будут именно такими, как описано выше. Эгоцентричная энергия, умноженная на акт колоссального насилия над жизнью, породит долгоиграющие плоды страдания. Но история знает случаи, когда самосожжение совершалось как акт высочайшего сострадания и самопожертвования — как протест против невыносимой несправедливости, жестокости и угнетения других, с целью разбудить совесть мира. Здесь мотивом является не ненависть, а радикальное сострадание и желание избавить других от страданий, даже ценой невероятной агонии. Такой поступок, хотя и остаётся трагическим и с точки зрения многих учений неодобряемым, исходит из совершенно иного уровня сознания. В буддийской традиции, например, могут вспомнить историю бодхисаттвы, который отдал своё тело на съедение голодной тигрице, чтобы спасти её и тигрят. Кармические последствия в таком случае определяются не физическим действием, а качеством намерения и состоянием ума в последний миг. Если ум был наполнен светом сострадания и свободой от личной привязанности, это может создать причину для невероятного духовного скачка в будущем, но путь к этому скачку будет пролегать через необходимость осознать и интегрировать опыт невыносимой боли, который был добровольно принят на себя.
После самосожжения сознание человека будет неизбежно захвачено тем доминирующим состоянием, в котором оно пребывало в момент смерти. Если это был ужас, отчаяние и гнев — эти энергии станут семенами для будущих рождений. Если это была непоколебимая любовь и сострадание, очищенное от личного «я», то, преодолев шок от насилия над формой, сознание может выйти на новый уровень. Но даже в этом случае акт насилия над телом создаст серьёзные кармические сложности, которые придётся решать впоследствии, поскольку сострадание, по высшим учениям, должно быть мудрым и ненасильственным по своей сути. Самый глубокий вывод заключается в том, что карма самосожжения тотальна и непредсказуемо сложна, она вплетается не только в судьбу самого человека, но и в карму всех, кто стал свидетелем, вдохновителем или причиной этого акта, создавая запутанный узел совместных страданий, который будет развязываться многими поколениями.


