Поехали как-то наши шофера с военного городка в дальний район за ТС-1(керосин для самолетов) на древних Краз-258Б-1, те самые, с деревянными кабинами, тягачи с полуприцепами ТЗ-22.В три машины, 5 водителей. Шестого для экипажа не брали, потому что в одной машине сидений не было, шофер пользовался обыкновенной деревянной табуреткой. Это не шутка, так и было. Плечо рейса порядка 400км, гравийка без намеков на асфальт, т.е., его там никогда не было. Ну приехали, залились, и урагша обратно. Подготовились конечно, спирту взяли, хавчик, камер кразовских(320х508) штук 20 взяли, инструмент канешна. А на тягаче совокупно с наливником-бочкой 18 колес+2 запаски. Причем только 2 передних на гайках, остальные на футорках.Вам ли не знать, как оно, когда гайка начинает откручиваться вместе с футоркой, а их на каждом колесе по 10шт у Краза. Итого, 54 колеса месят гравийку. Ну по дороге малехо припивали, пустые, пока туда ехали, а обратно на первой же сотне км. израсходовали все(!!!) камеры и запаски. Почему я знаю эту историю, там один из водителей был мой двоюродный дядя. Он тунгус, у него в предках бубен был поднят. Сам он лечил время от времени. И вот меняют они последнее из оставшихся колес, на середине подъема. Мимо мужик из местных едет, бурят. Подошел бурят к тунгусу(дядьке моему), говорит:»Че, проблемы, поди не бурханили?». Дядька говорит:»Да никаво паря, не бурханили, вчера лихоматом летели, бурханы-то не видели.» Бурят говорит:»Дак эвон наверху стоит, иди брызгай.» Дядька говорит:»Дак паря никаво нету, вчера выпили, да и молока нет.» Бурят опять:»Дак хоть табака со спичками положи, тебе тунгусу стыдно так себя вести, ладно эти гураны ничо не соображают, но ты-то..» И уехал. Дядька оторвал несколько полосок от рубахи, взял Приму, спички, поднялся, помолился, ленты к дереву привязал и поехали они. Машины с керосином дошли без единой поломки, в ночь пришагали в автопарк. Утром надо сливаться, пришли в парк. На трех машинах спущено до талого 6 колес-грыжи вылезли да стрельнули. Поменяли. Заводят одну, передачу включают, машина стоит. Полезли под машину, а там тяга-привод вилки сцепления, висит, вылетел поперечный штифт, который шплинтуется. Вылетел и лежит под машиной. Ну вставили, все нормально. А теперь представим, что могло произойти с такими поломками в дороге, когда караван наливников ходом идет…Вот тебе и духи и бурханы. Я сам как-то расплатился за 950 км. От У2 на восток тянул машину на усах.Движок в Хоринске пришлось на 131 разбирать, головы снимать. Ну у меня собаку забрали. А потом за Читой на подъемах заморочки были, тоже, разрулилось, тогда еще старая трасса была, новую строили. Утром вышел посмотреть машину, которую тянул на прицепе, колесо спущено одно, а были все целые. В дорогу запаски на нее не было, размеров таких нет(Чайка Газ-13).
Таких историй много, если вспомнить. Я не знаю, как там в европейской части РФ, или там в западной Сибири, но у нас бурханы есть, во всяком случае Забайкалье, Бурятия и Иркутск. По Агинскому, там ступы стоят. Раньше, когда старая дорога была, от нас до Читы было 480 км, там бурханов было много, на каждом подъеме стояли. Сейчас на федералке их практически нет. От Читы до У2 есть. В некоторых местах прямо рядом с заежками-кафе. Там конечно кто во что горазд, и водкой брызгают и чаем и молоком и монеты оставляют и табак и спички. Это вопрос веры.
Но это не обо. Обо это личное ритуальное сооружение шамана. Его капище.
А такие вот деревья в лентах и пирамидки с камнями, это бурханы, как стихийные места. Есть и старые заброшенные капища. Шаманы вон рассказывают, как кто машины с Зеленки гнал. Вроде и брызгают, все нормально. А потом среди ночи остановились, а там заброшенное ороченское капище, не побрызгали-побоялись. Потом до следующего бурхана их «пинали» и голову давили жутко. Есть такое дело.
Тут надо без фанатизма и осмысленно подходить. Есть хозяин местности и его духи служебные, а есть голодные и бродячие. Вот они как раз и кучкуются возле стихийных бурханов. Ждут подношений. Там можно подловить себе жильца. Подношение надо делать в пользу хозяина местности, с почтением к нему и просьбой разрешить ночевку , или просить дороги без происшествий. Брызгать лучше молоком, ну или чаем с молоком. Это белая пища.Водку лучше всего исключить, если ты не шаман. Табак, спички..Ну тут тоже, всяко бывает. Про монеты не скажу.
А вообще, если честно, можно класть хоть что, из того что есть.Хлеб, продукты, хоть вареную картошку или яблоко. То, что сам ешь. А если совсем нет ничего, то можно камушков вдоль дороги набрать, гальки, несколько штут, и на пирамидку или под дерево аккуратно сложить. Главное-намерение почтить. Все эти манипуляции-отдача энергии в пользу ХМ, как дань почтения. Кому-то все прокатит и без подношений, а кому-то нет. Особенно тем, у кого свои духи есть. И вот такой человек со своей невидимой свитой едет по дороге, приходя на чужие территории(мира духов) с своими, разрешения не спрашивает, не представляется-кто таков, почтения не высказывает. Голодные бродячие ему ничего не сделают, а вот ХМ может это воспринять как неуважение и даже вторжение. Поэтому надо хоть маленько, на минималках, вести себя вежливо на чужой территории. Еще неизвестно, кто там ХМ.
А вот на чужих Обо, именно Обо, не советую производить вообще никаких манипуляций. Можно огрести там по взрослому. Только в присутствии шамана, с его разрешения и по его указанию.