Хранитель Астрала является одной из ключевых и наиболее загадочных сущностей в обширной вселенной литературного цикла «Этногенез», представляющего собой масштабный проект, созданный коллективом авторов и выпускавшийся с 2009 года. Эта сущность не является человеком в привычном понимании, это могущественное бестелесное существо, своего рода «программа» или «архитектор», отвечающая за поддержание целостности и баланса так называемого Астрала — информационного слоя реальности, в котором записаны судьбы, знания и сама память человечества. Происхождение Хранителя теряется в глубине веков, и его история неразрывно связана с историей артефактов, обладающих необычайной силой, — магических артефактов, каждый из которых представляет собой материальное воплощение фрагмента знаний или способностей, извлеченных из Астрала.
Согласно мифологии «Этногенеза», Астрал представляет собой гигантское хранилище информации, своего рода Всемирный разум или хроники Акаши, куда стекаются все мысли, поступки, открытия и сама энергия человечества. В какой-то момент, вероятно, еще в эпоху древних цивилизаций, таких как Атлантида или Лемурия, люди или иные высшие существа осознали необходимость контроля над этим хаотичным океаном информации. Для предотвращения, злоупотребления или полного разрушения Астрала вследствие человеческих амбиций и была создана система управления. Краеугольным камнем этой системы стал Хранитель Астрала. Его точное происхождение не антропоморфно; он не был рожден, а скорее сконструирован, «запрограммирован» или вызван к жизни как интерфейс между хрупким человеческим миром и всемогущим информационным полем. Его первичная и единственная функция — поддержание порядка, что на практике означает недопущение концентрации слишком большой силы Астрала в одних руках, будь то один человек, организация или государство.
История Хранителя — это история его взаимодействия с человечеством через артефакты. Каждый магический артефакт, будь то «Музыка ветра», дарующая власть над звуком, «Жемчужина» инков, открывающая порталы, или «Кока-Кола», изменяющая удачу, является ключом к определенному сегменту Астрала. Хранитель следит за этими артефактами, не вмешиваясь напрямую, но направляя их течение по истории. Он действует как безличная сила, подобная закону природы. Когда баланс нарушается критически, например, когда несколько мощных артефактов оказываются вблизи друг друга, создавая угрозу разрыва реальности, или когда кто-то пытается проникнуть в самые защищенные слои Астрала, Хранитель активируется. Его проявления могут быть разными: от тонких подсказок и снов, посылаемых избранным, до создания физических аватаров или наделения определенных людей силами для противодействия угрозе. В некоторых интерпретациях он может даже временно вселяться в носителя, превращая его в свой инструмент. Таким образом, на протяжении всей человеческой истории Хранитель Астрала оставался невидимым кукловодом, незримо присутствующим за кулисами всех великих событий, связанных с артефактами. Его истинная природа лишена эмоций и морали в человеческом понимании; он руководствуется лишь холодной логикой сохранения системы. Он не является ни добрым, ни злым; он — необходимость. Для тех, кто стремится к силе артефактов, Хранитель — враг и препятствие. Для тех, кто стремится сохранить мир, — непредсказуемый и загадочный союзник.
Полное детальное изучение темы невозможно без понимания его связи с конкретными сюжетными линиями. В цикле «Этногенез» Хранитель часто персонифицируется, обретая черты, понятные человеку. Он может являться в виде призрачного старца, таинственного незнакомца или даже проявляться через глобальные аномалии. Его «голос» — это шепот в подсознании, внезапное озарение, вещий сон. Его «рука» — это цепь случайностей, которая сводит нужных людей в нужном месте, чтобы артефакт не был утерян или уничтожен, а перешел к следующему, более безопасному владельцу. Философская глубина этой сущности заключается в вопросе о свободе воли. Является ли человеческая история, направляемая Хранителем, свободной? Или это лишь сад, где Хранитель — садовник, подрезающий опасные ростки? Он не лишает людей выбора, но создает обстоятельства, в которых единственно верным с точки зрения сохранения баланса оказывается определенный путь. Его происхождение как искусственного интеллекта или божественной программы ставит его над человеческими дилеммами, делая его самой объективной и в то же время самой отчужденной силой во вселенной «Этногенеза».
Список книг-источников, раскрывающих тему Хранителя Астрала, следует искать в рамках общего цикла «Этногенез». Поскольку проект насчитывает десятки томов, написанных разными авторами, концепция Хранителя раскрывается постепенно и фрагментарно. Наиболее полно его природа и роль исследуются в тех книгах, где герои сталкиваются с фундаментальными вопросами мироздания их мира. К таким книгам можно отнести серию «Маруся» Сергея Волкова, где главная героиня напрямую сталкивается с проявлениями сил, стоящих за артефактами, цикл «Блокада» Алексея Гравицкого, затрагивающий глобальные последствия нарушения баланса, а также трилогию «Предатель» Эдуарда Веркина, где тема контроля над реальностью является центральной. Кроме того, важные крупицы информации о системе Астрала и, следовательно, о Хранителе, содержатся в книгах «Чужой» Сергея Кузнецова, «Ангел» Анны Козловой и «Мститель» Дмитрия Казакова. Следует отметить, что для составления целостной картины необходимо ознакомление с большим количеством произведений цикла, так как ни одна книга не дает исчерпывающего ответа, поддерживая таким образом таинства вокруг этой ключевой для вселенной сущности — Хранителя Астрала.

