В рамках эзотерической, оккультной и мистической традиции Астрал, или астральный план, представляет собой тонкую, нефизическую реальность, промежуточную сферу бытия, которая служит связующим звеном между ментальным (или духовным) миром и миром физическим. Это концепция, глубоко укоренившаяся в западном эзотеризме, теософии Елены Блаватской и Анни Безант, а также в работах таких авторов, как Макс Гендель, Рудольф Штайнер и более поздних практиков астральной проекции, таких как Роберт Монро. В самом общем смысле Астрал — это мир эмоций, желаний, образов и психической энергии, своего рода вселенское хранилище впечатлений, форм-мыслей и архетипов. Он часто описывается как многомерное пространство, состоящее из вещества более тонкого, чем материя, — астральной субстанции или «астральной света», которая крайне пластична и непосредственно реагирует на мысли и эмоции существ.
Для детального понимания эту сферу принято разделять на Верхний (или Высший) и Нижний (или Низший) Астрал. Это деление носит не пространственный, а скорее качественный, вибрационный характер, аналогичный разделению спектра света на высокочастотные и низкочастотные волны. Чем «выше» слой, тем тоньше, гармоничнее и ближе к чистому сознанию или духу его вибрации; чем «ниже», тем грубее, плотнее и хаотичнее его проявления, тем сильнее он связан с инстинктами и неупорядоченными страстями материального мира.
Нижний Астрал представляет собой ближайший к физическому плану регион. Это своего рода психический отстойник, «подвал» тонкого мира, куда стекаются все сиюминутные эмоции, неконтролируемые желания, страхи, агрессия и низменные мысли человечества и других существ. Его субстанция вязкая, турбулентная и подвержена постоянным бурям, порождаемым коллективными эмоциональными выбросами. Здесь обитают так называемые «астральные подонки»: элементали, порожденные негативными эмоциями (например, сгустки страха, принимающие угрожающие формы, или паразитические сущности, питающиеся энергией гнева или зависти), лярвы (примитивные сущности, привязанные к конкретным порокам или привычкам, например, к алкоголизму или обжорству), а также призраки (астральные оболочки умерших, которые не могут оторваться от земных привязанностей — к месту, вещам или людям). Ландшафт Нижнего Астрала часто является отражением самых мрачных уголков человеческой психики и коллективного бессознательного: он может выглядеть как грязные, запутанные трущобы, зловонные болота, темные пещеры или индустриальные пустоши. Пример: человек, переживающий тяжелую наркотическую зависимость, может во время сна или неконтролируемой астральной проекции оказаться в соответствующем слое Нижнего Астрала, где его будут окружать уродливые, требующие «дозы» сущности, а атмосфера будет давящей и удушающей. Этот план также населен различными мифологическими тварями и демоническими образами, рожденными человеческими верованиями и страхами на протяжении веков — от бесов христианской традиции до злобных духов фольклора. Контакт с Нижним Астралом без должной подготовки чреват психологическим шоком, энергетическим заражением и одержимостью.
Верхний Астрал — это область возвышенных чувств, творческого вдохновения, прекрасных образов и высоких идеалов. Его вибрации чисты и гармоничны. Здесь эмоции трансформируются в чувства, а желания — в устремления. Если Нижний Астрал связан с хаосом и инстинктом, то Верхний — с порядком и прототипами. Это царство архетипических символов, мифологических сцен, божественных пейзажей и архитектурных форм неземной красоты. Здесь можно встретить «места силы», созданные позитивной энергией молитв и медитаций, мыслеформы высокого искусства (например, идеальные, сияющие образы картин Леонардо да Винчи или музыкальных произведений Моцарта, существующие как самостоятельные энергетические объекты), а также обитателей более высокого порядка. К последним относятся, например, стихийные духи высшего ранга (не грубые элементали, а ундины, сильфиды, саламандры и гномы в их идеальном, чистом виде), проводники и учителя (астральные тела продвинутых духовных существ, помогающих ищущим), а также некоторые виды ангельских существ или дэв. Ландшафты Верхнего Астрала поражают воображение: это могут быть лучезарные сады, хрустальные города, библиотеки, хранящие знания в виде живого света, или целые миры, созданные силой коллективного воображения человечества в его лучшие моменты (например, легендарная Шамбала или элизиумы различных религий). Пример: мистик, погруженный в глубокую медитацию на тему сострадания, может сознательно проецироваться в область Верхнего Астрала, где встретит существо, излучающее чистейшую любовь (например, образ Бодхисаттвы), и получит опыт единения, который преобразит его жизнь.
Отличия между этими сферами фундаментальны. По субстанции: Нижний Астрал — это «тяжелая», инертная, замутненная эмоциональными отходами среда; Верхний — «легкая», светоносная, кристально чистая. По обитателям: внизу правят примитивные паразитические и хаотические сущности; наверху — созидательные, разумные и часто служащие эволюции существа. По связи с человеком: Нижний Астрал тесно связан с его подсознательными страхами и животными инстинктами (рептильным мозгом и лимбической системой); Верхний — с высшими чувствами, интуицией и творческим потенциалом. По времени: в Нижнем Астрале время может искажаться, течь рывками или циклично, будучи привязанным к земным ритмам; в Верхнем — ощущение времени часто исчезает, уступая место состоянию вечного «сейчас». По цели визита: неподготовленный человек попадает в Нижний Астрал чаще всего невольно, во сне или в состоянии аффекта; доступ в Верхний Астрал требует внутренней чистоты, осознанности и духовной работы.
Помимо этих двух основных слоев, многие традиции описывают множество промежуточных зон и подпланов, границы между которыми размыты. Важно понимать, что Астрал в целом — это зеркало человеческой души (астрального тела). Его содержимое напрямую зависит от состояния сознания наблюдателя. Практик, выходящий в астрал с вибрациями страха и гнева, неминуемо притянется в соответствующие нижние слои и привлечет к себе их обитателей. Тот же, кто делает это с чистым сердцем и возвышенным намерением, будет двигаться по «вертикали» вверх.
Населяют Астрал, как уже упоминалось, бесчисленные формы существ. Их классификация обширна. Это, во-первых, неразвоплощенные человеческие души (духи умерших) на разных стадиях посмертного опыта: от застрявших в Нижнем Астрале «призраков» до проходящих обучение в его высших областях. Во-вторых, нечеловеческие сущности: ангелы, дэвы, архангелы (в высших слоях), а также демонические или инфернальные существа (в низших), хотя природа последних часто трактуется как деградировавшие или искаженные духи. В-третьих, элементали и стихийные духи — разумные силы природы, распределенные по всем уровням в соответствии со своей чистотой: от гоблинов и полтергейстов внизу до величественных духов стихий вверху. В-четвертых, искусственные образования: мыслеформы — от примитивных сгустков желания до сложных магических конструкций (эгрегоры, созданные религиозными или идеологическими группами). Например, мощный эгрегор конкретной церкви существует в Астрале как сложная, самоорганизующаяся структура, привлекающая и питающаяся энергией верующих. В-пятых, астральные животные — как отражения земных существ, так и совершенно фантастические создания, порожденные коллективным воображением. И, наконец, астральные тела живых людей, временно покидающие физическую оболочку во сне, в трансе или в ходе сознательной проекции.
Таким образом, Астрал предстает перед исследователем как гигантский, многослойный организм, живущий по своим законам, но неразрывно связанный с человечеством. Это и опасная зона психологических ловушек и иллюзий (особенно в его нижней части), и неисчерпаемый источник вдохновения, знания и духовного роста (в верхней). Изучение Астрала — будь то через практики йоги, медитации, осознанных сновидений или контролируемой проекции — всегда считалось в эзотерике путем познания самого себя, ибо, как гласит герметический принцип: «Что вверху, то и внизу; что внутри, то и снаружи». Погружаясь в Астрал, человек в конечном итоге встречает там отражение всех своих внутренних содержаний — от самых темных до самых светлых, — и это путешествие становится самым суровым и самым важным испытанием на пути к целостности и осознанности.


