Был вопрос о толмачах в шаманизме Сибири, Севера, Дальнего Востока, кто они такие.
Толмач(Толмаша), как и всегда в миру человек-переводчик. Он переводит с языка духа информанта, Онгона, на язык запросившего обряд, т.е., на язык человека, пришедшего к шаману за требой.
Толмач всегда «прописан» в сценарии обряда, требующего заведение Онгона, или шаманского путешествия в Нижний, Средний, Верхний миры.
Толмач «встречает» Онгона, спустившегося в тело шамана, ведет с ним беседу, задает ему тематические вопросы, в части касающейся предмета обряда, причины вызова, подносит просимое. Просимым может быть что угодно, например табак(раскуренная трубка, сигарета), алкоголь, чай, какой-либо дополнительный элемент амуниции(для находящегося в путешествии духа шамана), раскаленный уголь из костра, какой-то особый напиток(который должен быть наготове) как правило молочный. Кстати, о молоке, в первую очередь, по умолчанию, Онгону подносится молоко.
Какие вопросы задаются Онгону? Имя и величание, кто именно пожаловал(из своих ли, чужих ли), там варианты, в зависимости какой именно обряд и какая стадия обряда. Позывные того, кого нужно(как вопрос), прогнозы и пожелания к потомкам, или конкретному человеку ветки рода, или к чужаку.
Кто может быть Толмачем? Тот человек, которому доверяет шаман, тот человек, которого знают Онгоны шамана. Как минимум, шаманист. Это может быть родственник шамана, это может быть другой шаман. В какой-то момент, роль Толмача может сыграть даже руководитель обряда, или хранитель обряда(это два разных шамана).
По умолчанию, Толмач должен быть носителем языка того шамана, который находится под Онгоном, а так же языка того, или тех людей, которым проводится обряд. Это могут быть например бурятский и русский, эвенкийский и русский, бурятский и монгольский(старомонгольский, диалекты бурятского), бурятский и эвенкийский, якутский и так далее, вариантов масса. Само по себе, это подразумевает в роли Толмача, человека опытного, знающего языки, местечковые диалекты, тонко чувствующего шамана, Онгона, «накал» обряда, чутко и пронзительно следящего за поведением тела шамана. Он может в какой-то момент оступиться и упасть, шагнуть в костер(например за углями), телу под Онгоном ничего не будет, а вот амуниция может вспыхнуть, Онгон может потребовать вот прямо сейчас коня под седлом и тело побежит к лошади(если есть поблизости), там много чего может произойти. Именно Толмач в первую очередь следит за всем этим, там еще и помощник может быть, тоже шаман, или родственник. Иногда шаману за пояс привязывают специальный кушак, или хадак, для удержания.
Очень хорошо, если Толмач сам шаман, он тонко чувствует, когда нужно «возвращать» душу шамана в тело, когда нужно «выдернуть» шамана из -под Онгона, когда нужно снять с него шаманский головной убор..
А если Онгон не хочет уходить, то и уговорить, умилостивить Онгона покинуть тело. Хотя в этих случаях могут и должны подключиться хранитель и руководитель обряда, которые присутствуют на больших обрядах.
Иногда среди присутствующих нет носителя того языка, на котором говорит спустившийся Онгон. В этих случаях, его речь пишется на диктофон, их стали использовать давненько.А потом с записью обращаются к лингвистам, как правило всегда поддается расшифровке все что записали. А на следующий обряд уже ищут и приглашают носителя языка, если грядет необходимость встречи с тем же самым Онгоном.
До этого, записывали на бумаге, кто что запомнил, а потом искали переводчика.
Толмач очень важная фигура на обряде подразумевающем заведение Онгона шаманом.
Конечно, наверняка в разных ветках шаманизма, роли Толмачей рознятся в частностях, либо расширяются, либо сужаются, но суть одна — перевод.