В Русской Православной Церкви 19 ноября (6 ноября по старому стилю) совершается память святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника (IV век), известного своим противостоянием арианской ереси и многократными изгнаниями с кафедры. Также вспоминают преподобного Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца (XII век), основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря, одного из самых почитаемых северорусских святых.
В этот день чтят память священномученика Никифора, митрополита Кипрского, и преподобного Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XIII век). Если день выпадает на среду или пятницу, разрешается рыбный стол, так как продолжается Рождественский пост, но уже с более строгими ограничениями — мясо, молочные продукты и яйца исключаются полностью, рыба допускается по определенным дням.
Славянские народные традиции и день Павла Ледостава
В народном календаре восточных славян 19 ноября известен как Павел Ледостав. Это имя день получил в честь Павла Константинопольского, но главная его природа связана с наблюдением за природой. Считалось, что с этого дня лед на реках и озерах окончательно становится, набирает крепость: «С Павла Ледостава зима встает на ноги, лед ставит». Крестьяне ждали, когда реки «замерзнут в одночасье», что сулило ровную и благополучную зиму.
Важной традицией было освящение воды в источниках и колодцах. После молитвы семья шла к колодцу, бросала в него несколько медных монет «для здоровья воды» и набирали воду для питья и умывания. Этой воде приписывали особые свойства: считалось, что она защищает от сглаза и зимних хворей.
В этот день запрещалось ругаться и сквернословить у воды, чтобы «водяной не услышал и не утащил обидчика под лед». Также старались не давать в долг, особенно соль и хлеб — верили, что вместе с ними из дома уйдет достаток на всю зиму.
Шаманские и языческие параллели
У многих народов Сибири и Севера период ледостава считался временем усиления связи с духами воды и подземного мира. Шаманы проводили обряды «запечатывания водных путей», задабривая духов рек и озер, чтобы те крепко спали подо льдом и не тревожили живых. Подобные практики существовали и у финно-угорских народов европейской части России.
В более широком языческом контексте ноябрь — время, когда граница между мирами истончается, вода, теряя подвижность, становится «вратами» в иные измерения. Поэтому рядом с замерзающими водоемами часто оставляли подношения — зерно, ленты, вышитые полотенца — как знак уважения к стихии.
Колдовские практики и народная магия
19 ноября в традиции народного колдовства считалось благоприятным днем для защитных обрядов, особенно связанных с домом и семьей. Изготавливали обереги из льняных нитей, сплетенных особым узлом, которые вешали над дверями и окнами. Проводили ритуалы на «связывание» врагов — не для причинения вреда, а чтобы остановить их злые намерения. Для этого использовали две палки, связанные черной нитью, которые затем разламывали.
Что можно и нужно делать в этот день:
-
Набрать освященной воды из колодца или источника для лечения и защиты.
-
Проветривать зимнюю одежду на морозе, чтобы «выстудить болезни».
-
Начинать серьезные дела, требующие «твердой основы» — как лед на реке.
-
Проводить семейные трапезы с постной выпечкой, чтобы обеспечить единство семьи на предстоящую зиму.
-
Заниматься рукоделием, особенно прядением и ткачеством — работа спорится.
Что нельзя делать в этот день:
-
Стирать и полоскать белье в открытых водоемах — «чтобы водяной не разгневался».
-
Хвастаться и хвалиться своими успехами — «удача уйдет».
-
Оставлять незакрытой посуду с водой, особенно на ночь — «нечисть поселится».
-
Злиться на детей — согласно поверью, это может навлечь на них зимние болезни.
-
Отправляться в дальнюю дорогу в одиночестве после заката.
Приметы и суеверия
Погодные приметы дня были крайне важны для предсказания характера предстоящей зимы и будущего урожая:
-
Если лед на реке грудами стал — будут хлеба груды. Неровный, бугристый лед сулил богатый урожай.
-
Снег на Павла Ледостава — к снежной зиме. Это считалось благом, так как снежное покрывало защищало озимые от морозов.
-
Если гусь на лед выйдет, будет еще плавать. Если в этот день видели водоплавающих птиц на льду, ждали оттепели.
-
Звездная ночь на Павла — к морозам, туманная — к оттепели.
-
Увидеть зайца, перебегающего дорогу, — к скорым новостям. Белый заяц — к снегопаду, серый — к потеплению.
Что принесет удачу
Удачу в этот день можно привлечь, покормив птиц — особенно ворон и сорок, которые считались вещими. Бросить медную монету в колодец «на удачу» — еще один распространенный обычай. Также удачливыми считались сделки, заключенные «на льду» — то есть твердые, непоколебимые договоренности. Хозяйки верили, что удачу в дом принесет свежеиспеченный хлеб из муки нового помола, который следовало разделить со всей семьей.
Чего следует избегать
Стоит избегать ссор у воды, а также не стоит строить планы на будущее, глядя на разбитую посуду или треснувший лед — это считалось дурным знаком. Не рекомендуется в этот день начинать новые дела после захода солнца — они могут «заморозиться», пойти в застой. Также народная мудрость советует не рассказывать сны до полудня, чтобы они не сбылись в негативном ключе.
Толкование снов в ночь на 19 ноября
Сны в эту ночь традиционно считались «водяными» — несущими глубинный смысл, часто связанный с эмоциями и подсознанием.
-
Видеть во сне лед — к стабильности в делах, но если лед трескается — к неожиданным переменам.
-
Чистая вода снится к благополучию и здоровью, мутная — к сплетням и обману.
-
Рыба во сне — к прибыли, но мертвая рыба — к напрасным хлопотам.
-
Видеть шамана или колдуна — к получению важного скрытого знания.
-
Летящие птицы снятся к новостям, сидящие на льду — к задержкам в делах.
Сны, в которых фигурируют умершие родственники, особенно если они молчат, считались предупреждением от рода, требующим внимания к семейным делам.
Народные обряды и ритуалы
Один из красивых обрядов дня — «ледяная свеча». Вечером семья выходила на реку или озеро, вырубала кусок чистого льда, приносила его домой и, вставив в середину лучинку, зажигала ее. Пока «свеча» таяла, загадывали желание, связанное с благополучием семьи на зиму. Талую воду затем использовали для умывания, чтобы сохранить здоровье и красоту.
Другой обряд — «замораживание обиды». На клочок бумаги шепотом наговаривали обиду, затем клали его в чашу с водой и выставляли на мороз. Замерзший лед с «обидой» внутри относили на реку, веря, что с весенним таянием уйдет и сама обида.

