Широта малоросской натуры, мягкий смех, дух вольных казаков, какие-то незлые ведьмы, и торжество человека над злом. Сам великий А.С. Пушкин назвал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» еще малоизвестного автора Н. Гоголя «необыкновенным явлением». Восемь повестей, созданных на основе фольклора: легенд, поверий, баек. Всё пронизано чудесами и сказками, переплетены реальность и мистика.
Но ничто не шло в сравнение с повестью «Вий», вошедшей в другой сборник писателя. В основе – тоже фольклорный мотив. Но здесь уже потусторонние силы творят такое! Панночка – совсем не Солоха. Каждая ночь Брута, который отчитывает молитвы за упокой «души» трансформирующейся из красавицы в старуху и обратно ведьмы, оказывается страшнее предыдущей. Пока не появляется еще более страшный персонаж. И это не чёртик с рожками и копытцами, подчиняющийся кузнецу. Это Вий, который, даже не нападая, может убить человека одним только взглядом (что и делает). Что за «герой»? Сам Гоголь писал о Вие, что так звался в Малороссии «начальник гномов», у которого веки опускались до самой земли, и что он, как автор, просто перенёс на бумагу мифическое существо, созданное «простонародным воображением». Но литературоведами и фольклористами доказано, что никаких гномов и их предводителя и даже самого понятия Вий в Малороссии не было (хотя слово «вия» в значении «ресница» есть)! Так кто же он? И есть похожие на него персонажи в фольклоре?
- У известного писателя-историка Хераскова есть произведение про князя Владимира, в котором одним из языческих богов, отвечающих за подземный мир, является Ный. Заметили сходство звучания? Вий-Ный.
- Некоторые исследователи считают Вия последователем Велеса: общее во внешнем облике, руки до земли, длинные веки. Велес – это существо, которое связано с растениями, с деревьями, корнями, узловатыми, которые вьются – с подземным миром. По их мнению, имя Вий происходит от слова «виться» (как корни у деревьев). А некоторые учёные считают Вия учителем Велеса! Вий учил Велеса тёмным искусствам, благодаря которым Велес стал единственным божеством, знающим и тёмные, и светлые силы.
- Вий – один из древнейших богов в славянском пантеоне. Считается, что он один из сыновей самого Рода, который являлся создателем всего живого на земле. Есть источники, которые утверждают, что Вий являлся сыном Чернобога. К сожалению, о славянской мифологии мы знаем очень немного. Но знаем, что славяне старались жить в мире со всеми (тёмными и светлыми) богами.
- Есть легенда, согласно которой Род, ещё на заре мироздания, приказал Вию спуститься в мир Нави и стать его владыкой. Вий считался тёмным божеством. Опять же есть теория, согласно которой, он был миролюбивым, не нарушал гармонию мира и часто использовал законы Прави (светлой стороны).
- Языковед-иранист В. Абаев считал, что за Вием стоит древний скифский бог Вей (Вайя) – божество смерти и ураганов, прототип Велеса.
- Специалист по Малороссии Н. Сумцов писал, что Гоголь взял своего персонажа из мифологии кельтов, где существовал предводитель демонического народца Балор (убивал взглядом) с прозвищем «Дурной глаз».
- В древних мифах Уэльса существует повелитель великанов Испададен Пенкавр, у которого настолько огромные веки, что ему приходится поднимать их с помощью кованых подпорок.
- В русской сказке об Иване Быковиче присутствует герой (муж ведьмы), которому глаза открывают вилами.
- На Украине есть герой народного сказания Святой Касьян, который открывает глаза раз в четыре года – 29 февраля. Он живет в глубокой пещере и не видит света божьего из-за отросших до колен ресниц. Когда он все же поднимает веки, чтобы взглянуть вокруг, погибает все, что попадает под его взгляд.
- Есть на Украине еще один персонаж, обладающий подобными свойствами – хан половцев Буняк, который способен уничтожать селения одним взглядом. Веки ему для этого поднимают вилами или лопатами.
Но эти персонажи вовсе не гоголевский Вий! Придумал Гоголь своего «героя», придумал! Собрал из разных мифологических персонажей, взяв за основу народные сказания, гениально вдохнув в него «ужас ужасный», собрав воедино его древние сущности! В славянском фольклоре не встречается персонаж с признаками, присущими гоголевскому. Слово вий отсутствует в украинских словарях до появления одноимённой повести Н. Гоголя. Персонаж народного предания, придуманный автором, сам стал героем сказок и мифов, сам по себе вошел в этнографию, в фольклористику, в литературу.
А раз его не существует, значит, нечего его бояться! Бояться надо другого. Демонов не столько из дьявольского подземелья, сколько из человеческих душ, поражённых тяжёлыми недугами: воровство, ложь, алчность, невежество, прелюбодеяние, пьянство. Среди них, по Гоголю, самый страшный – безверие.
автор Ирина.
Ирина, если вы позволите, я немного добавлю:
- В славянской мифологии Вий — хтоническое существо, связанное с подземным миром.
- У Гоголя он описан как «громаднейшее создание» с веками до земли, которые поднимают ему слуги.
- Его взгляд убивает — это символ абсолютного, неотвратимого зла, перед которым бессильны обычные люди.
- Вий напоминает демонических существ из апокрифических текстов (например, падших ангелов).
- Его имя, возможно, происходит от украинского «вія» (ресница) — отсылка к «нечистому взгляду», сглазу.
- Панночка — демоническая невеста Двойственная природа
- Покойная панночка — жертва и искусительница одновременно.
- Её образ связан с народными легендами о мертвых невестах (упырях, русалках).
- Хома Брут нечаянно убивает её (наезд на ведьму), но затем она мстит ему — это кармическая расплата.
- Её возвращение из могилы — наказание за трусость и малодушие Хомы.
- 3. Три ночи в церкви — испытание веры
- Первая ночь — панночка пытается достучаться до Хомы, но он защищается молитвами и черти не могут его взять.
- Вторая ночь — нечисть становится агрессивнее, но круг, начертанный Хомой, ещё держится.
- Третья ночь — падение духа: Хома теряет веру, заглядывает в глаза Вию — и погибает.
- Это испытание веры, подобное библейским историям
- Круг (защитный обряд) — символ духовной защиты, но Хома сам разрушает её своим страхом.
- Гоголь показывает, что зло побеждает не само по себе, а из-за слабости человека.
- Хома Брут — типичный «маленький человек», который не готов к встрече с абсолютным ужасом.
- Его гибель — предупреждение: без твердой веры и силы духа человек беззащитен перед тьмой.